Общие сведения |
Конструктивные формы деталей образуются сочетанием различных геометрических поверхностей. Отдельные такие поверхности являются элементами деталей. На рис. 145 изображен вал коробки скоростей с подшипниками и зубчатым колесом. Основными элементами вала являются: фаски 1; шейки для зубчатого колеса и подшипников 2; проточки 3; бурт 4; шпоночный паз 5; центровые отверстия на торцах вала 6.
Рис. 145 Шейки, бурт и шпоночные пазы сопрягаются (соединяются) с соответствующими элементами других деталей сборочной единицы. Их размеры, форма и расположение согласованы с сопряженными деталями и установлены исходя из расчетных и конструкторских соображений, определяемых значением и работой узла. Такие элементы принято называть конструктивными. Возникновение других элементов — фасок, проточек, центровых отверстий обусловлено технологическими требованиями удобства изготовления детали и сборки ее с другими. Так, фаски на детали необходимы для удобства сборки деталей (без задира торцов). Проточки нужны для выхода шлифовального круга при шлифовании шеек вала, а центровые отверстия служат базой при обработке вала (вал устанавливается на станке в центрах). Элементы деталей, связайные с операциями их изготовления, называют технологическими. Из рассмотренного примера видно, что способы изготовления деталей часто требуют введения в их конструкцию элементов исключительно технологического характера. Но иногда один и тот же элемент может быть и конструктивным и технологическим. Ни одна деталь, как правило, не может быть сконструирована вне сборочной единицы машины, в которую она входит. Поэтому детали получают свои формы и размеры в процессе разработки конструкций сборочных единиц. С точки зрения применяемости и распространения в машиностроении детали можно разделить на стандартные, унифицированные и оригинальные. К стандартным относятся детали, поставляемые по государственным, республиканским и отраслевым стандартам, а также стандартам предприятия. К унифицированным относят заимствованные из другого изделия, т. е. ранее спроектированные как оригинальные. Оригинальные детали конструируют применительно к определенной машине и они, как правило, не имеют подобного себе образца. Формо- и размерообразовайие деталей на практике осуществляется с помощью разнообразных технологических процессов, описанных выше. Чертеж детали, как правило, заранее предопределяет технологию ее изготовления. Одну и ту же деталь и машину можно сконструировать в нескольких вариантах. Создание машины — сложный творческий процесс, не имеющий однозначного решения. К новой конструкции предъявляется большое количество разнообразных и часто противоречивых требований: наименьшая масса, необходимая долговечность, прочность, определенные габариты, низкая стоимость, простота обслуживания и др. Одновременно выполнить все условия в большинстве случаев невозможно, и решение почти всегда бывает компромиссным. При выборе окончательного решения из многих вариантов останавливаются на том, который, если судить по чертежу, является наиболее технологичным. По ГОСТ 14.205-83 технологичность конструкции изделия — это совокупность ее свойств, проявляемых в возможности оптимальных (наивыгоднейших технико-экономических) затрат труда, средств, материалов и времени при технической подготовке производства, изготовлении, эксплуатации и ремонте. Вид технологичности определяется признаками, характеризующими область проявления технологичности конструкции изделия. По этому признаку различают следующие виды технологичности: производственную и эксплуатационную. Производственная технологичность конструкции изделия выражается в сокращении затрат средств и времени на: конструкторскую подготовку производства (КПП); технологическую подготовку производства (ТПП); процессы изготовления, в том числе контроля и испытаний. Эксплуатационная технологичность конструкции изделия выражается в сокращении затрат времени и средств на техническое обслуживание и ремонт изделия. Главными факторами, определяющими требования к технологичности конструкции, являются: вид изделия; объем выпуска; тип производства. Вид изделия определяет главные конструктивные и технологические признаки, обусловливающие основные требования к технологичности конструкции. Объем выпуска и тип производства определяет степень технологического оснащения, механизации и автоматизации технологических процессов и специализацию всего производства. В общем виде задачи технологичности конструкции, которые следует учитывать при разработке новых оригинальных деталей, приведены на рис. 146. Из рис 146 видно, что понятие технологичности трактуется весьма широко и может быть сформулировано в следующем виде: задачей технологичности конструкции является назначение при конструировании машины таких форм, точности изготовления и технических качеств деталей, а также выбор таких материалов, заготовок и технологических процессов и назначение таких сопряжений деталей в сборочные единицы и в машину, которые в сочетании обеспечивали бы достижение: оптимальных конструктивных параметров, требующих физических и технических свойств деталей и машины в целом; наиболее простого, производительного и экономичного производственного процесса изготовления машин; наиболее высоких эксплуатационных качеств машины и ее узлов.
Рис. 146 Технологичность не является универсальным состоянием раз спроектированной детали или машины. Она меняется в зависимости от технологических возможностей завода-изготовителя. Для завода с мощной литейной базой наиболее технологичным может быть литой вариант (рис. 147,I,III), для завода металлоконструкций — сварной (рис. 147, II, IV). Технологичность в большей степени зависит от серийности производства. В индивидуальном производстве наиболее удобной бывает сварка. На рис. 147, II, IV показаны два варианта сварной конструкции рычага. Последний представляет собой облегченную конструкцию. В обоих случаях отдельные элементы детали — две втулки и пята — привариваются к фигурной планке. В серийном производстве для крупногабаритных деталей наиболее удобно литье в землю (рис, 147,I), в крупносерийном — литье в кокиль или в оболочковые формы (рис, 147, III). Отсюда принцип технологичности требует создания машин, наиболее приспособленных к данным конкретным условиям производству.
Рис. 147 Предположим теперь, что перед вами чертежи спроектированного изделия в нескольких возможных вариантах. Какими критериями следует руководствоваться, чтобы выбрать из них наилучший вариант? Оценка технологичности конструкции изделия может быть двух видов: качественной и количественной. Вид оценки характеризует метод сравнения конструктивных решений и обоснованного выбора оптимального варианта конструкции изделия. Качественная оценка связана с выбором лучшего конструктивного решения и определении степени различия технологичности сравниваемых вариантов. Количественная оценка выражается показателем, численное значение которого характеризует степень удовлетворения требований технологичности конструкции. Для всех видов изделий по ГОСТ 14.201-83 при отработке конструкции на технологичность ставятся следующие задачи: 1 — снижение трудоемкости изготовления изделия. Оно зависит от многих факторов, главными из которых следует считать стандартизацию, унификацию составных частей изделий и их элементов, типизацию технологических процессов изготовления, технического обслуживания и ремонта изделия; 2 — стандартизация составных частей изделия, являющихся сборочными единицами (блоки, агрегаты) или деталями (крепежные изделия и др.). Используя в конструкции изделия стандартные составные части, обеспечивают их взаимозаменяемость; — унификация составных частей изделия. Она включает: использование в проектируемых изделиях составных частей конструкций, обработанных на технологичность и освоенных в производстве, сокращение количества наименований и типоразмеров (см. гл. I, п. 1 и 4), составных частей изделия и применяемых материалов; 1 — унификация элементов конструкции деталей. Это касается посадок, классов точности, шероховатости поверхностей, резьб, шлицев, шпонок, модулей зубьев, диаметров отверстий и др; 2 — возможность применения типовых технологических процессов сборки, обработки, контроля, испытаний, технического обслуживания и ремонта. Применение типовых технологических процессов создает условия для повышения уровня его механизации и автоматизации, сокращения сроков изготовления, обслуживания и ремонта изделий. Последовательность решения задач технологичности конструкции на различных стадиях проектирования приведена на рис. 148. Из рис. 148 видно, что наибольшее значение имеют конструктивные решения на первых стадиях проектирования, когда определяются основные конструктивно-технологические признаки конструкции, предопределяющие в основном ее технологичность. 100%
Рис. 148 Познакомимся теперь с технологическими требованиями, предъявляемыми как к отдельным деталям, так и к механизму, машине в целом. Накопленный опыт в области технологии машиностроения позволил наметить конкретные примеры конструктивных решений, которые могут рассматриваться как рекомендации, заслуживающие внимания при проектировании деталей, сборочных единиц, машин и механизмов. Конструкторы в большинстве своем люди, обладающие образным мышлением и хорошей зрительной памятью. Для них чертежи и эскизы говорят гораздо больше, чем многие страницы объяснений. Поэтому почти каждое положение, приводимое ниже, сопровождается конструктивными примерами. |