Шпоночные соединения |
Шпоночные соединения получили широкое распространение в машиностроении в связи с простотой и надежностью конструкции, низкой стоимостью и удобством сборки и разборки. Шпонка — это металлическая или деревянная деталь, которую устанавливают в пазах двух соприкасающихся деталей для предотвращения относительного вращения или сдвига этих деталей. Шпонка служит для передачи вращающего момента в соединении вала со шкивом, зубчатым колесом, маховиком и другими деталями, вращающимися вместе с валом. При работе шпонка подвергается деформациям изгиба, среза и сжатия. В машиностроении применяются различные типы шпонок: призматические, сегментные, клиновые и др. (рис. 146). Основные типы шпонок стандартизированы. Шпоночные пазы на валах и втулках (ступицах) получают на фрезерных (II, III, IV), протяжных (I) и долбежных (V) станках (рис. 147).
Рис. 146
ГОСТ предусмотрены два исполнения шпоночных соединений по глубине установки шпонки в вал и ступицу. Если ступица изготовлена из чугуна и других материалов более низкой прочности, чем материал вала, применяют первое исполнение с глубокой установкой в ступицу, а для прочих случаев — второе исполнение. |