Home Машиностроение Соединение деталей Шпоночные соединения

Шпоночные соединения

Шпоночные соединения получили широкое распространение в машино­строении в связи с простотой и надежностью конструкции, низкой стоимо­стью и удобством сборки и разборки.

Шпонка — это металлическая или деревянная деталь, которую уста­навливают в пазах двух соприкасающихся деталей для предотвращения от­носительного вращения или сдвига этих деталей. Шпонка служит для пере­дачи вращающего момента в соединении вала со шкивом, зубчатым коле­сом, маховиком и другими деталями, вращающимися вместе с валом. При работе шпонка подвергается деформациям изгиба, среза и сжатия.

В машиностроении применяются различные типы шпонок: призмати­ческие, сегментные, клиновые и др. (рис. 146). Основные типы шпонок стандартизированы. Шпоночные пазы на валах и втулках (ступицах) полу­чают на фрезерных (II, III, IV), протяжных (I) и долбежных (V) станках (рис. 147).

Рис. 146


Рис. 147

ГОСТ предусмотрены два исполнения шпоночных соединений по глуби­не установки шпонки в вал и ступицу. Если ступица изготовлена из чугуна и других материалов более низкой прочности, чем материал вала, применяют первое исполнение с глубокой установкой в ступицу, а для прочих слу­чаев — второе исполнение.