Home Просвещение Соединение деталей Чертежи соединений деталей

Чертежи соединений деталей

Прежде чем рассматривать соединения деталей, познакомим­ся с конструктивными элементами разъемных соединений, к ко­торым относятся болт, винт, шпилька, гайка, шайба (рис. 197).

Болтом называется крепежная деталь, представляющая со­бой цилиндрический стержень, как правило, с шестигранной го­ловкой на одном конце и винтовой резьбой на другом.

Головки болтов могут иметь и другую форму: квадратную, пря­моугольную, полукруглую с квадратным подголовком или усом.

Винт отличается от болта наличием прорези (шлица) под от­вертку. Винты подразделяются на два типа: крепежные и уста­новочные. Основные типы крепежных винтов различаются по форме головки (цилиндрическая, полукруглая, потайная, полупо­тайная).

Шпилька — цилиндрический стержень, на обоих концах кото­рого нарезана резьба.

Рис. 197 Конструктивные элементы резьбовых соединений: а — болт; б — винт; в - шпилька; г — установочный винт; д — гайка; e — пружинная шайба; ж — деформируемая шайба; з — плоская шайба

 

Шпильки бывают различных видов и типов. Например, шпильки с резьбой M2 — M12 с длиной от 10 до 80 мм бы­вают двух видов: для соединения деталей, в одной из кото­рых нарезана резьба, и для соединения деталей с гладкими отверстиями. Шпильки первого вида имеют на концах стержня резьбу различной длины, а шпильки второго вида — одинаковую длину резьбы на обоих концах или резьбу, нарезанную на всю длину стержня. Шпильки обоих видов могут иметь нерезьбовую часть меньшего диамет­ра, чем резьба.

Шпильки применяют в тех случаях, если болтом нельзя со­единить детали большой толщины или необходима частая раз­борка соединения, а резьба в детали не обладает достаточной стойкостью в силу свойств материала (алюминиевый сплав, чу- гун).

Гайка представляет собой деталь призматической формы, снабженную сквозным, а иногда глухим осевым резьбовым от­верстием.

Конструктивные формы гаек весьма разнообразны. Чаще все­го гайки бывают шестигранной формы с двумя фасками, квад­ратной формы с одной фаской, бывают шестигранные прорезные и корончатые, имеющие радиальные пазы для их стопорения с помощью шплинтов.

В машиностроении, быту часто применяют специальные гайки: круглые, гайки-барашки.

Шайбы представляют собой, как правило, плоские диски с круглым отверстием в центре.

Существуют шайбы плоские и пружинные. Плоские шайбы служат для выравнивания опорных поверхностей деталей, предо­хранения деталей от износа и задиров гайкой. Пружинные шай­бы служат для предохранения резьбовых соединений от самоот­винчивания во время эксплуатации.

Шайбы могут быть различной конфигурации.

К конструктивным элементам нерезьбовых разъемных соеди­нений относятся шпонки, шлицы, штифты, шплинты.

Шпонки — это конструктивный элемент, служащий для со­единения с валом деталей, передающих вращательное или коле­бательное движение.

По конструкции шпонки делятся на призматические, сегмент­ные, клиновые (рис. 198).

Шлицевые соединения можно сравнить с многошпоночными соединениями, в которых шлиц (выступ) играет роль шпонки.

Шлиц — конструктивный элемент, представляющий собой выступ определенной формы на валу.

Шлицы бывают прямоугольной, треугольной и эвольвентной формы. На рисунке 199 изображен вал со шлицами прямоуголь­ной формы.

Рис. 198. Шпонки: а — призматическая; б — сегментная; в — клиновая


Рис. 199. Шлицевой вал


Рис. 200. Штифты: а — цилиидрический; б — конический


Рис. 201. Шплинт

 

Штифты — конструктивный элемент, представляющий собой гладкий стержень, служащий для точного фиксирования взаим­ного положения деталей и узлов, а также в качестве крепежных деталей.

По конструкции штифты бывают цилиндрические и кониче­ские (рис. 200).

Шплинты — конструктивный элемент, представляет собой кусок проволоки (с лыской по всей ее длине), согнутый вдвое плоской частью внутрь таким образом, что в месте сгиба образу­ется петля, а концы проволоки плотно прижаты друг к другу. При этом один конец проволоки незначительно длиннее другого (рис. 201).

Шплинты служат для предотвращения самопроизвольного от­винчивания гаек (как правило, корончатых и прорезных).

Болтовое соединение (табл. 14) представляет собой соедине­ние деталей, осуществляемое с помощью болта, навинчиваемой на него гайки и шайбы.

Винтовое соединение (табл. 14) представляет собой соедине­ние деталей с помощью винта. Винт в соединении, как правило, ввинчивается резьбовым концом в отверстие либо может упот­ребляться с гайкой.

Шпилечное соединение (табл. 14) представляет собой соедине­ние деталей, в одну из которых вворачивается посадочный конец шпильки, а другая одевается на второй конец шпильки и затяги­вается гайкой.

Шпоночное соединение (табл. 14) осуществляется посредством шпонки, которая устанавливается в шпоночном пазу на валу и входит в шпоночную канавку соответствующей формы ступицы.

Шлицевое соединение (табл. 14) представляет собой соедине­ние, которое образуется между выступами (шлицами) вала и со­ответствующими по форме впадинами ступицы, насаженной на вал.

Штифтовое соединение (табл. 14) осуществляется посредст­вом плотной посадки штифта в соединяемые детали.

14. Разъемные соединения

 

Неразъемные соединения (табл. 15) могут осуществляться с помощью клепки, сварки, сшивки, склеивания, пайки, разваль­цовки, заформовки.

Клепаное соединение. Конструктивным элементом клепаного соединения является заклепка, представляющая собой гладкий стержень с закладной головкой 2 (рис. 202, а). Замыкающая го­ловка 1 получается в результате расклепывания. Форма ее мо­жет быть такой же, как и у закладной головки (рис. 202, б). За­клепки существуют следующих видов: с полукруглой головкой, с потайной головкой, полупотайной, плоской и пустотелые.

Паяное соединение — это соединение металлических или металлизированных деталей с помощью дополнительного металла или сплава, называемого припоем, путем нагрева мест соедине­ния до температуры плавления припоя (рис. 203).

Сварное соединение получают при соединении деталей путем местного нагрева материала деталей до расплавленного или пластичного состояния (рис. 204). В процессе сваривания проис­ходит либо кристаллизация расплавленных соединяемых кромок, либо диффузия частиц атомов металла соединяемых деталей (в зависимости от способа сварки — плавлением или давлением).

Клееное соединение получают с помощью различных клеев, позволяющих соединять разнородные материалы, достигая при этом достаточной прочности соединения, работающего на равно­мерный отрыв или сдвиг.

Клееные соединения выполняют с накладками, а также «встык», «в ус» (рис. 205).

Сшивное соединение (рис. 206) применяется для соединения мягких материалов (ткани, кожи, а иногда дерева) между собой в различном сочетании с помощью нити, шнура (из хлопка, ка­прона, кожи и других материалов).

Развальцованное соединение осуществляется непосредственно развальцовкой соединяемой детали (резьбовой втулки, пустоте­лой заклепки, стойки) на одну или две металлические детали, представляющие собой основание, уголок, корпус, или на две неметаллические детали, выполненные из Пластмассы, кожи, ткани и т. д. (рис. 207).

Заформованное соединение выполняется в результате арми­рования (заливки) поверхностей или элементов деталей пласти­ческими массами, резиной. При этом армируемая деталь должна на поверхности иметь накатку, ступени различной формы для удерживания ее в формовочной массе (рис. 208).

Рис. 205. Клееное соединение

Рис. 206. Сшивное соединение

Рис. 207. Развальцованное соединение

Рис. 208. Заформованное соединение (резьбовые втулки в
корпусе из прессматериала)

 

15. Чертежи неразъемных соединений