Рациональные форму деталей, работающие на кручение |
Кручение испытывают очень многие детали машин, такие как валы, шпиндели, рычаги, болты, колонки и др. При кручении стержня его ось остается прямой, в то время как в каждом его сечении происходит сдвиг материала по окружности относительно оси. Если на цилиндрическую поверхность стержня до начала скручивания нанести сетку, то после приложения крутящего момента прямые, образующие цилиндр, станут винтовыми линиями (рис. 85).
Рис. 85 При расчетах, а затем и экспериментальной проверке деформации деталей, подверженных кручению, было отмечено, что вблизи оси напряжение очень мало. Тут материал недогружен, и его прочность почти не используется. Это обстоятельство и навело на мысль о применении трубчатых сечений, которые в настоящее время очень распространены в машинах, а особенно в самолетах и автомобилях. Трубчатые тонкостенные сечения более прочны по сравнению со сплошными стержнями и экономят до 60% материала. В машиностроении широко используются круглые профили (валы, оси и другие цилиндрические детали). На рис. 86 приведен график зависимости момента сопротивления равнопрочных на изгиб и кручение цилиндрических деталей от толщины стенок (а — отношение внутреннего и наружного диаметров a = d/D) и постоянной заданной массы детали.
Рис. 86 График выразительно свидетельствует о преимуществах пустотелых тонкостенных конструкций. При d/D равном 0,9 момент сопротивления детали увеличивается в 4,5 раза, а при d/D = 0,95 — в 6 раз по сравнению с массивной деталью. Увеличение относительного размера наружных диаметров с одновременным введением внутренних полостей и отверстий приводит к резкому возрастанию показателей прочности и жесткости при одновременном уменьшении массы детали. Приведенные в примере закономерности лежат в основе характерной для современного машиностроения тенденции применять тонкостенные конструкции для деталей, от которых требуется наиболее высокая прочность и жесткость При наименьшей массе. В заключение можно сделать вывод: размеры, форма, а следовательно, и масса деталей машин, в первую очередь, зависят от нагрузок, действующих на деталь. Правильно выбранные размеры и форма деталей машин предопределяют прочность конструкции в целом. |