Понятия о рабочих, предельных и допускаемых напряжениях |
До сих пор говорилось о действии нагрузок на тела. Способность тел противостоять им во многом зависит от возникающих внутренних сил (сил упругости). Для определения внутренних усилий (или внутренних силовых факторов) применяют так называемый метод сечений, который заключается в следующем: 1. В интересующем нас месте мысленно делают разрез бруса (рис. 50, I); 2. Одну из частей (обычно ту, к которой приложено больше сил) отбрасывают; 3. Действие отброшенной части бруса на оставшуюся часть заменяют неизвестными силами (рис. 50, II);
Рис. 50 4. Находят значение этих сил из уравнения равновесия, составленного для оставшейся части бруса. В частном случае в поперечном сечении стержня может возникнуть: только продольная сила. Если сила направлена от сечения, то этот случай нагружения называется растяжением, в противном случае — сжатием; только поперечная сила (случай сдвига, или среза); только крутящий момент (случай кручения); только изгибающий момент (случай изгиба). В случае сложных деформаций в поперечном сечении могут возникнуть несколько внутренних силовых факторов, например продольная сила и изгибающий момент (одновременное действие растяжения и изгиба), крутящий и изгибающий моменты (одновременное действие кручения и изгиба) и т. д. Интенсивность внутренних сил характеризуется напряжением, которое определяется силой F, приходящейся на единицу площади ds сечения элемента детали. Представим теперь (рис. 50, III) внутреннюю силу (как и всякую силу) через вектор. Если разложить вектор внутренних сил, а значит и напряжений, по двум взаимно перпендикулярным направлениям, то напряжение, направленное перпендикулярно сечению тела, называют нормальным и на схемах обозначают буквой о. Напряжение, действующее в плоскости сечения тела, называют касательным и обозначают буквой r. К этим буквам в качестве индексов добавляют обозначения вида деформаций: р — растяжение; с — сжатие; к — кручение; u — изгиб; ср — срез или сдвиг. Например, Ор — нормальное напряжение при растяжении; rк — касательное напряжение при кручении и т. д. При конструировании машин необходимо обеспечить безопасные напряжения в деталях при рабочей нагрузке. Напряжения, соответствующие нормальной рабочей нагрузке, называют рабочими напряжениями. Рабочие напряжения могут колебаться от средней величины в небольших пределах. Если машина в работе испытывает значительные перегрузки, то напряжения создают опасность изменения формы и разрушения деталей. Напряжения, после превышения которых возникают остаточные деформации и опасность разрушения деталей, называют предельными напряжениями. Для пластичных материалов опасным будет напряжение, при котором переход из состояния упругости в состояние пластичности сопровождается появлением остаточных деформаций. Такое напряжение называют пределом текучести оm. Для упругих материалов предельным считают напряжение, после превышения которого наступает разрушение. Такое напряжение называют пределом прочности опч. Для всех конструкционных материалов величины предельных напряжений определены экспериментальными механическими испытаниями, результаты которых приведены в технических справочниках. Напряжение, которое допускается для безопасной работы деталей машин, исключающее опасность появления остаточных деформаций или разрушения, называют допускаемым напряжением Ор. Допускаемое напряжение меньше предельного в несколько раз. Отношение предельного напряжения к допускаемому называют коэффициентом запаса прочности (k), то есть k = опч / Ор, Коэффициент запаса прочности задают в зависимости от многих факторов: механических свойств материалов, характера нагрузки, назначения изделия и пр. Для большинства деталей машин и конструкций этот коэффициент при статических нагрузках равен 3...5, при динамических 6... 10. Для изделий, поломка которых может вызвать большие разрушения и гибель людей, коэффициент запаса прочности берут равным 10...12. |