Статика |
Статика — это раздел теоретической механики, изучающей равновесие тел под действием сил. Равновесием называют положение тела под действием взаимно уравновешивающихся сил. Согласно этому определению в равновесии находятся не только неподвижные тела, но и тела, которые продолжают равномерное движение под действием сил. В обоих случаях действующие силы не изменяют скорости перемещения тел: скорость неподвижных тел остается равной нулю, у движущихся тел она сохраняется постоянной. В статике широко используют графические методы решения задач. Изображая силы отрезками прямых определенной длины и направления, вы полняют соответствующие геометрические построения, в результате которых находят неизвестную силу. Статика имеет большое прикладное значение. Она позволяет решать практически важные задачи, связанные с обеспечением устойчивости строительных сооружений, определением усилий в элементах конструкций и т. п. Сила и ее векторное изображение. Первоначальное представление о силе связано с мысленным воображением мускульных напряжений (рис. 2) при подъеме и перемещении тяжестей. По аналогии с этим мысленным воображением силой называют всякое воздействие, изменяющее скорость или форму тела. Воздействие на тело может быть создано лишь другим телом или группой тел, поэтому сила — результат взаимодействия тел, без взаимодействия тел сил быть не может.
Рис. 2 В зависимости от условий взаимодействия тел возникают различные силы. К примеру, при быстром соприкосновении получается сила удара, при взаимном скольжении или перекатывании — силы трения. Между всеми телами в природе действуют силы тяготения. Эти силы порождают тяжесть тел, их давление на опору, натяжение троса под воздействием груза и т. д. Эффект действия силы характеризуется тремя ее элементами: модулем, направлением и точкой приложения (рис. 3). Модуль определяет величину силы, направление указывает движение свободной материальной точки под действием этой силы, точка приложения силы — это материальная частица тела, к которой приложена сила. Вектор — это отрезок прямой определенной длины и положения, имеющий стрелку на одном конце. Длина вектора в принятом масштабе определяет численную величину (модуль) силы, положение вектора — линию действия силы, а начало или конец вектора — точку приложения силы.
Рис. 3 На рис. 3 изображен горизонтально направленный (1) вектор (2— 4 — модуль (вектора силы) с приложением к телу (3) в начале вектора в точке A. Прямая, совпадающая с направлением силы, называется линией действия (к) силы. На рис. 4 показан вектор силы F, приложенной к телу в точке А и направленной под углом а к горизонту, то есть не совпадающей с направлением движения тела. В третьем примере, сила удара молотком по предмету изображается вектором с точкой приложения в конце вектора, то есть на острие стрелки (рис. 5).
Рис. 4
Рис. 5 Масштаб сил при векторном изображении вычисляют по модулю силы и принятой длине вектора. В большинстве случаев тела находятся под одновременным воздействием нескольких сил. Например, на вагонетку при ее равномерном движении по рельсам действуют (рис. 6) F — сила тяги электровоза; Т — сила сопротивления движению; Р — собственный вес; N — силы давления рельсов на колеса.
Рис. 6 Совокупность всех действующих на тело сил называют системой сил. Силы, входящие в систему сил, называют составляющими силами. В приведенном примере систему сил составляют семь сил, две из которых действуют горизонтально, а остальные вертикально. Каждая система сил характеризуется определенным числом сил, их величиной и направлением. В зависимости от направления составляющих сил различают системы сил: действующие по одной прямой, параллельно, сходящиеся, произвольно направленные. Составляющие силы могут действовать в одной или нескольких плоскостях. В соответствии с этим различают плоскую и пространственную системы сил. Некоторые системы сил могут быть заменены одной силой, оказывающей такое же действие, что и заменяемые системы сил. Силу, производящую равноценное действие системы сил, называют равнодействующей силой. В механике все тела принято делить на свободные и несвободные. Свободными называют тела, которые не соприкасаются ни с каким другим твердым телом и могут беспрепятственно двигаться в пространстве в любом направлении. Свободным телом можно считать, например, тело, брошенное в воздухе. Его движению можно придать любое направление, так как оно не ограничивается никакими другими телами. Несвободное тело соприкасается с другими телами и движется в определенном направлении. Например, предмет, лежащий на горизонтальной поверхности стола, не может двигаться вниз. Несвободен в своем движении и электровоз: он перемещается лишь в направлении рельсового пути. Твердые тела, которые ограничивают свободу движения данного тела, называют связями. В рассмотренных примерах связями являются крышка стола и рельсы. Несвободное тело испытывает со стороны связи противодействие, которое заставляет тело двигаться по возможному направлению. Противодействие связи, приложенное к несвободному телу, называют реакцией связи. Реакции связей во всех случаях имеют вполне определенное направление. Для его определения следует мысленно отбросить связь и представить, как будет двигаться тело. В общем случае реакция связи противоположна тому направлению (1), в котором стремится двигаться тело при отсутствии связи (рис. 7).
Рис. 7 В природе и технике довольно часто можно наблюдать вращательное действие сил. Такое действие выполняется, например, при завинчивании гайки ключом, при вращении рукоятки ходового винта тисков для сжатия в губках тисков установленной детали (рис. 8).
Рис. 8 Вращательное действие силы зависит как от модуля силы, так и от расстояния ее линии действия от центра вращения тела. Точка, относительно которой тело получает вращение под действием силы, называется центром вращения или полюсом. Кратчайшее расстояние от центра вращения тела до линии действия сила называется плечом силы. Примечание. Плечо силы численно равно длине перпендикуляра, опущенного из центра вращения на линию действия силы. Произведение модуля силы на ее плечо относительно точки вращения называется моментом силы. Направление вращения тела зависит от положения вектора силы относительно центра вращения. Принято считать момент положительным, если тело вращается против хода часовой стрелки, и отрицательным при вращении тела в обратном направлении. Во многих случаях на тело, имеющее центр вращения, действуют две равные противоположно направленные параллельные силы. Такое действие испытывает, например, штурвал рулевого управления автомобиля и др. Другим примером могут служить пара рук рабочего, воздействующих вращением на блок деревянный или металлический (рис. 9).
Рис. 9 Равные противоположно направленные параллельные силы представляют собой пару сил. Она действует в так называемой плоскости пары, где расстояние по нормали между линиями действия сил пары является плечом пары. Каждая сила пары создает момент, который стремится вращать тело в одном направлении, то есть по ходу или против хода часовой стрелки. Момент пары сил определяется суммой моментов ее сил относительно точки вращения тела. Центр тяжести. Каждое тело можно представить состоящим из большого числа материальных частиц, на которые действуют силы тяготения Земли. Расстояния между частицами тела в сравнении с размерами Земли настолько малы, что векторы сил тяжести частиц можно считать параллельными. Равнодействующую от сложения веса всех материальных частиц называют весом тела. Силы тяжести частиц при всех положениях тела направлены параллельно вниз, их векторы всегда остаются параллельными, а равнодействующая (сила массы) проходит через одну и ту же точку — центр данной системы параллельных сил. Точка, через которую при всех положениях тела проходит линия действия силы массы, называется центром тяжести. Отсюда следует, что центр тяжести тела есть такая точка, которая занимает относительно данного тела вполне определенное положение. Положение центра тяжести зависит от формы тела и размещения в нем материальных частиц. Для одних тел центр тяжести находится в пределах их объема, для других — за его пределами. Так, например, у сплошного шара центр тяжести расположен в центре его материала, у полого шара — за пределами материала его изготовления, в его геометрической точке. Такое же расположение (за пределами материала изготовления) центр тяжести занимает у полого цилиндра, кольца, а также у фасонных профилей проката (рис. 10).
Рис. 10 Отсюда следует вывод, что центр тяжести (С) является не материальным объектом, а лишь геометрической точкой, через которую проходит линия действия силы веса тела. Определение центра тяжести объемных тел связано с понятием о плоскости и оси симметрии. Плоскостью симметрии принято называть такую плоскость, которая делит данное тело на две совершенно одинаковые по величине и форме половины. По этой причине центр тяжести симметричного тела лежит в плоскости симметрии. Для многогранников (куб, призма, пирамида) центр тяжести будет лежать в плоскости диагонального сечения (рис. 11) на пересечении двух диагоналей.
Рис. 11 Для тел вращения (цилиндр, конус, шар) можно провести бесчисленное множество плоскостей симметрии, которые при пересечении образуют ось симметрии. Положение центра тяжести на оси симметрии обычно определяют относительно основания рассматриваемого тела. Центр тяжести цилиндра находится на оси симметрии на равном расстоянии от обоих оснований. Центр тяжести конуса расположен на расстоянии — 1/4 высоты, измеренной по оси симметрии от его основания. Центр тяжести шара совпадает с его геометрическим центром. У тел сложной конфигурации центр тяжести определяют аналитически или опытным путем. Понятие о центре тяжести имеет большое значение для решения многих практических задач по определению устойчивости сооружений и машин. Рассматривая равновесие тел под действием сил, нетрудно убедиться, что уравновешенное тело оказывает определенное сопротивление внешним силам, стремящимся вывести тело из состояния равновесия. Это сопротивление тесно связано с положением центра тяжести относительно опоры тела. В качестве опоры тела может быть точка, ось или плоскость. Точку опоры имеет тело, подвешенное на тросе, шар на поверхности другого тела и т. п. Ось опоры имеют детали вращения (колеса, шкивы, рычаги и т. п.). Плоскости опоры имеют сооружения и машины, соприкасающиеся с опорой по площади. Все опоры воспринимают действие веса тела и внешних сил и оказывают им равное противодействие, благодаря чему и обеспечивают устойчивость. По степени устойчивости равновесие тел может быть устойчивое, неустойчивое и безразличное (рис. 12). Устойчивым (рис. 12,I) называют такое равновесие, при котором тело, будучи отклоненным, снова возвращается в исходное положение. Когда тело не занимает прежнего положения и не сохраняет нового положения, равновесие называют неустойчивым (рис. 12, II). Если тело остается в новом положении и не стремится возвратиться в первоначальное положение, равновесие называют безразличным (рис. 12, III).
Рис. 12 Устойчивость равновесия является одним из важных условий нормальной эксплуатации сооружений и машин. Особое значение имеет устойчивость больших по высоте установок (шахтных копров, подъемных кранов и т. п.), так как нарушение устойчивости может вызвать аварию и человеческие жертвы. Трение. Трение относится к числу самых распространенных механических явлений, сопровождающихся возникновением сил сопротивления. По современной классификации принято различать три рода трения (рис. 13): трение между взаимно неподвижными телами называют трением покоя, а между движущимися — кинематическим трением (трение движения); в зависимости от вида движения одного тела по поверхности другого различают кинематическое трение скольжения (при относительном перемещении соприкасающихся поверхностей) и качения (при перекатывании одного твердого тела по поверхности другого). В качестве наиболее известных и типичных двух примеров трения, можно упомянуть подшипники скольжения и подшипники качения. У первых шейка вала скользит непосредственно по внутренней поверхности подшипника, у вторых — между поверхностью вращающейся детали и поверхностью опоры расположены шарики или ролики.
Рис. 13 Сила сопротивления механическому передвижению любого тела называется силой трения. Трение — одно из наиболее распространенных явлений природы. Без него не обходится ни одно движение. Оно помогает и вредит человеку. Человек без трения не мог бы передвигаться. Без трения ничего нельзя было бы построить или изготовить. Устраните трение между кирпичами, и они немедленно расползутся, дом развалится. Вбитый в дерево гвоздь удерживается только трением. Болты, винты в машинах находятся на своих местах только благодаря трению покоя. Если убрать эту силу — машины рассыплются и таких примеров можно привести достаточно много. Таким образом, трение является весьма полезным и нужным для человека явлением, делающим возможным его существование на Земле. Но не следует забывать, что в определенных условиях оно приносит вред и его нужно по возможности уменьшать, если нельзя совершенно устранить. Трение покоя возникает между соприкасающимися твердыми телами до начала их движения, причем относительное перемещение тел совершенно отсутствует или бесконечно мало. К примеру, именно эта сила удерживает кирпичи и другие строительные материалы на ленте транспортера, подающего их к месту работы в наклонном положении; она позволяет предметам сохранять состояние покоя и не двигаться по наклонным плоскостям до тех пор, пока угол наклона не станет чрезмерно большим. Главной причиной трения скольжения является шероховатость соприкасающихся поверхностей. При скольжении выступы одной поверхности входят во впадины другой, в результате чего возникает сопротивление движению. Кроме того, оказывает влияние молекулярное сцепление контактирующих тел. Особенно значительно это влияние для чисто обработанных поверхностей, когда в непосредственном контакте находится максимальное число молекул. Трение сопровождается механическими и тепловыми процессами. Выступы обеих поверхностей подвергаются под действием давления разрушению, что приводит к износу трущихся поверхностей. Одновременно механическая энергия трения превращается в тепловую, вызывая нагрев тел. Степень истирания и нагрева трущихся поверхностей определяется условиями трения. В зависимости от этих условий различают чистое, сухое, граничное, жидкостное, полусухое и полужидкостное трения (рис. 14).
Рис. 14 Чистым трением называется такое, при котором на соприкасающихся поверхностях совершенно отсутствуют посторонние вещества (прилипшие жидкости, газы, окислы). Такие поверхности можно получить только путем специальной обработки в вакууме. Сухое трение происходит при отсутствии смазки и загрязнений между поверхностями, на которых, однако, всегда имеются пленки окислов, молекулы газов или жидкостей (рис. 14, I). Граничное трение характеризуется тем, что между поверхностями находится очень тонкий менее 0,1 мкм, слой смазки (рис. 14, II). При жидкостном трении поверхности полностью разделены слоем смазки (рис. 14, III). Полусухое трение — смешанное, состоящее частично из граничного и частично из сухого трения. Полужидкостное трение — также смешанное, но состоящее из жидкостного и граничного трения. Все эти виды трения можно наблюдать при работе подшипника скольжения. Если подшипник сконструирован правильно, то при установившемся режиме работы поверхность вала опирается на устойчивый масляный слой достаточной толщины и не соприкасается непосредственно с вкладышем подшипника. Такой масляный слой не выдавливается под действием нагрузки и не прерывается под влиянием ударных сил. В этом случае подшипник работает в условиях гидродинамической смазки, то есть имеет место жидкостное трение. Но жидкостное трение может перейти в полужидкостное, если скорость вращения вала уменьшится или увеличится нагрузка на подшипник. Если масло сильно нагреется и резко потеряет свою вязкость, то при чрезмерно увеличенной нагрузке может наступить полусухое трение. В этом случае между трущимися поверхностями образуется слишком тонкая, а главное, неустойчивая масляная пленка, отчего происходит повышенный износ вала и вкладыша подшипника. В момент остановки и запуска механизма в подшипниках скольжения может образоваться как сухое, так и полужидкостное трение. Это учитывают при эксплуатации механизмов, не нагружают подшипники до полного разгона вала, а после монтажа тщательно опробывают их на холостом ходу. Зависимость силы трения от силы нормального давления объясняется глубиной проникновения выступов одной поверхности во впадины другой. Действительно, чем больше сила давления между трущимися поверхностями, тем сильнее механический контакт между поверхностями, тем больше сила трения. Сила трения зависит от материалов и состояния трущихся поверхностей. Эта зависимость определяется силами молекулярного сцепления и шероховатостью поверхностей. Сила трения не зависит от величины площади трущихся поверхностей и, наконец, сила трения в движении меньше, чем в покое: с увеличением скорости сила трения скольжения уменьшается. Примечание. Для некоторых органических материалов (кожа, резина и др.) с увеличением скорости сила трения возрастает. Величина сдвигающей силы численно равна силе трения между данными телами. Отношение силы трения к силе нормального давления выражает коэффициент трения скольжения (рис. 13). При трении качения во время перекатывания твердого тела по какой- либо поверхности в контактном слое возникают деформации, в результате которых впереди тела образуется некоторый выступ, оказывающий сопротивление движению (см. рис. 13). Сопротивление, возникающее при перекатывании одного тела по поверхности другого, называют трением качения. Образовавшийся выступ по всей площади контакта создает силы реакции с нормальной силой, противодействующей внешней нагрузке, и представляющей собой силу трения скольжения на площади контакта. Сила трения качения прямо пропорциональна силе нормального давления, обратно пропорциональна радиусу тела и зависит от свойства упругости материалов трущихся тел. Трение при качении во много раз меньше трения скольжения, поэтому на практике всегда стремятся заменить скольжение качением, где это возможно. |