Динамика |
Основные понятия динамики. Все виды механического движения тесно связаны с действующими силами. Оказывая воздействие на тело, силы определяют характер движения, форму траектории, изменение скорости, ускорения. Раздел теоретической механики, посвященный изучению движения материальных тел под действием сил, называется динамикой. Динамика учитывает очень важную величину — массу тел, которая, как и сила, является одним из факторов механического движения. Рассматривая зависимость движения от действующих сил и масс, устанавливают основные законы движения тел. В динамике, как и в других разделах механики, используют понятия о материальной точке и абсолютно твердом теле. В основе динамики лежат три закона механики, установленных и научно обоснованных Галилеем и Ньютоном. Первый закон динамики получил название закона инерции: всякое тело стремится сохранить состояние покоя или прямолинейного и равномерного движения, пока воздействия со стороны других тел не заставят его изменить это состояние. Действительно, ни одно тело не придет в движение без воздействия внешних сил и ни одно движущееся тело не останавливается до тех пор, пока на него не подействуют какие-либо силы, причем тело всегда стремится двигаться прямолинейно и равномерно. Свойство тел сохранять состояние покоя или прямолинейного и равномерного движения получило название инерции от латинского слова инертность, что значит бездеятельность. Именно этим свойством объясняется то противодействие, которое возникает со стороны тела при действии на него внешней силы. Инертность материальных тел проявляется даже при незначительном изменении величины и направления скорости движения. Известно, что когда машина начинает движение, находящиеся в ней пассажиры отклоняются назад, потому что они стремятся остаться в покое. При торможении машины пассажиры отклоняются вперед, так как стремятся двигаться с прежней скоростью. Когда же машина делает поворот, инертность тел пассажиров, заставляя их двигаться в прежнем направлении, отклоняет их в сторону, обратную повороту машины. Второй закон динамики объясняет характер движения тел в зависимости от их масс и действующих сил и является следствием первого закона: если при отсутствии сил тело остается в покое или движется равномерно и прямолинейно, то под действием сил тело выходит из состояния покоя и начинает двигаться ускоренно. Ускорение, которое получает тело под действием силы, прямо пропорционально силе и обратно пропорционально массе тела. Второй закон динамики позволяет реально представить массу тела как меру механического противодействия внешней силе. Согласно этому закону, чем больше сила и меньше масса, тем большее ускорение сообщается телу. К примеру, ненагруженный поезд под действием силы локомотива получает большее ускорение, и он разгоняется быстрее груженного состава. Когда же очень большая сила действует на малую массу, то она сообщает массе в короткий отрезок времени значительную скорость. Например, при выстреле из огнестрельного оружия пуля малой массы под действием большой силы пороховых газов получает скорость порядка 900... 1000 м/с. Таким образом, различные материальные тела обладают различной инертностью и мерой инертности тел является их масса. Действующая сила является движущей, если она совпадает с направлением движения тела. Если же сила направлена против движения, она является тормозящей силой. В реальных условиях на движущееся тело действуют движущие силы и силы сопротивлений. Если движущие силы встречают равное противодействие со стороны сил сопротивлений, то эти силы уравновешиваются и тело остается в покое или движется равномерно. Отсюда следует вывод: для равномерного движения необходимо равенство движущих сил и сил сопротивления; для ускоренного движения движущие силы должны превышать силы сопротивления, для замедленного — уступать им. Третий закон динамики устанавливает, что при взаимодействии тел возникают равные по величине, но противоположные по направлению силы, то есть действие равно противодействию. Третий закон динамики объясняет многие явления, связанные с взаимодействием тел. Например, при ударе молотком по заготовке его действие вызывает равное и противоположно направленное противодействие, в результате чего молоток подскакивает. При выстреле из орудия давление пороховых газов выбрасывает из ствола снаряд и создает противодействие на орудие, вызывая «отдачу». Внешние силы при деформациях тел производят действие, внутренние силы упругости — противодействие, которое называют сопротивлением материалов. Третий закон динамики лежит в основе реактивного движения — полетов реактивных самолетов, ракет. Особое значение приобретает закон действия и противодействия в современную эпоху космических полетов и освоения космического пространства. Механические единицы. При решении задач динамики преимущественное применение имеет международная система единиц (СИ). Основными механическими единицами в этой системе являются: единица пути — м, единица массы — кг, единица времени — с. Производные единицы: единица скорости — м/с, единица ускорения — м/с2, единица силы — ньютон (Н). Ньютон — это сила, способная массе 1 кг сообщить ускорение 1 м/с2. Размерность ньютона определяется из основного уравнения движения по единицам массы и ускорения. За техническую единицу массы принимают такую массу, которая под действием постоянной силы 1 кгс получает ускорение 1 м/с2. Численная величина массы m определяется по весу тела и ускорению свободного падения (рис. 20). m=кгс/(м/с2) Свободное падение тела под действием силы тяжести есть равномерно ускоренное движение С ускорением свободного падения. Работа, мощность и энергия. Применяемые в технике машины предназначены для выполнения определенной полезной работы: на металлорежущих станках изготавливают детали, в компрессорах получают сжатый воздух, при помощи транспортных машин перемещают грузы и т. д. Во всех машинах движущие силы преодолевают различные сопротивления, выполняют механическую работу. Таким образом, под механической работой понимают преодоление сопротивлений при движении. Работу считают положительной, если вектор силы совпадает с направлением движения, и отрицательной при векторе силы, направленном в противоположную движению сторону. Примером отрицательной работы может быть действие тормозящей силы. Одну и ту же работу можно выполнить за различное время. Быстрота выполнения работы характеризует работоспособность машин и называется мощностью. За единицу мощности принимается работа, выполненная за 1 с времени. Численная величина мощности определяется отношением работы ко времени, в течение которого выполнена эта работа N=A/t где: А — работа; t — время. Для решения задач установлены следующие единицы измерения работы и мощности. В Международной системе за единицу работы принят модуль (Дж) — работа, которая выполняется силой 1Яна пути 1 м. В технической системе единиц работа измеряется в кгс • м: 1 кгс • м = 9,81 Дж; Дж = 0,102 кгс • м. За единицу мощности в Международной системе принят ватт (Вт) — мощность, при которой работа в 1 Дж выполняется за 1 с времени. Мощность, равная 1000 Вт, называется киловаттом (кВт). В технической системе мощность выражается в кгс • м/с и лошадиных силах (л.с.). Мощность 1 кгс • м — это такая мощность, когда работа в 1 кгс • м выполняется за 1 с времени: 1 кгс • м/с = 9,81 Вт; 1 л.с. = 75 кгс • м/с = 75 • 9,81 = 736 Вт; 1 кВт = 102 кгс • м/с = 102 • 9,81 = 1000 Вт. С работой и мощностью связано понятие о механической энергии. Механическая энергия — это особая физическая величина, характеризующая способность тел совершать работу. Отсюда следует, что работа и энергия — эквивалентные величины: затрачивая энергию, выполняют соответствующую работу; совершая работу, тело приобретает определенную скорость и получает запас энергии. Таким образом, работа есть энергия в движении, а энергия — запас работоспособности тела. Эквивалентность работы и энергии дает основание измерять эти величины в одинаковых единицах, то есть в джоулях и килограммометрах. Различают два вида механической энергии: кинетическую и потенциальную (рис. 21).
Рис. 21 Кинетической энергией называют энергию движущихся тел. Примером могут служить движущиеся части машин и др. Численная величина кинетической энергии может быть определена затратой работы на приращение скорости движения. В результате приращения скорости тело получает кинетическую энергию, равную полупроизведению массы тела на квадрат скорости движения. Потенциальной энергией (от слова потенциал, что значит запас) называют энергию поднятого тела, определяемого его положением над поверхностью Земли (рис. 21, II). Потенциальная энергия поднятого тела определяется произведением его веса на высоту над поверхностью Земли. Потенциальной энергией обладают также упругие тела — сжатые газы, растянутые и закрученные пружины и др. Энергия упругих тел определяется величиной работы, которая затрачивается на преодоление сопротивления упругости тел при переводе их в напряженное состояние. Закон сохранения энергии. Между потенциальной и кинетической энергией существует тесная связь. Поднимая груз, затрачивают кинетическую энергию, но в результате подъема груз получает потенциальную энергию. При падении груз расходует потенциальную энергию, но увеличивая скорость, приобретает кинетическую энергию. Уменьшение потенциальной энергии при падении груза и соответствующее увеличение кинетической энергии есть переход механической энергии из одного вида в другой. На основании многочисленных наблюдений и опытов великий русский ученый М.В. Ломоносов установил закон сохранения энергии: при всяких превращениях энергии из одного вида в другой количество энергии не изменяется; сколько было затрачено одного вида энергии, столько же энергии других видов получается; энергия не исчезает, а переходит из одного вида в другой в равных количествах. Механический коэффициент полезного действия. Выполнение полезной работы машиной сопровождается преодолением вредных сопротивлений, главным образом сил трения в подвижных частях. По этой причине полезная работа машины всегда получается меньше затраченной энергии на приведение в действие машины. Полезная работа машины численно равна разности между затраченной энергией двигателя и работой сил сопротивлений Аn = А3 — Ас, где: Аn — полезная работа; А3 — затраченная работа; Ас — работа сил сопротивления. Для оценки совершенства машины в зависимости от затраченной энергии и полезной работы определяют коэффициент полезного действия машины (КПД). Численная величина КПД определяется отношением полезной работы машины к потребляемой энергии:полезная работа потребляемая энергия Вследствии наличия вредных сопротивлений коэффициент полезного действия не может быть равен единице или быть больше ее. Коэффициент полезного действия обычно выражают в процентах. Коэффициент полезного действия можно определить также отношением полезной мощности машины к затраченной мощности двигателя: _____________мощность, передаваемая механизмом потребителю кпд = ------------------------------------------------------------------------------------------ _________________мощность, подведенная к механизму Данное определение КПД показывает как величина мощности влияет на совершаемую механическую работу. С целью экономии энергии конструктора все время совершенствуют машины и механизмы, повышая их коэффициент полезного действия. Основные пути его повышения — уменьшения трения смазкой трущихся поверхностей, применение подшипников трения качения, уменьшение веса подвижных частей механизмов. Силы инерции движения тел. Ранее уже упоминалось, что все материальные тела стремятся сохранить состояние покоя или прямолинейного равномерного движения и что они оказывают сопротивление внешним силам, стремящимся нарушить это состояние. Сила противодействия внешним силам, возникающая со стороны материального тела при его ускоренном или замедленном движении, называется силой инерции. По третьему закону динамики сила инерции равна той силе, которая сообщает телу ускорение, но направлена противоположно ей. Величина силы инерции равна произведению массы материального тела на сообщаемое ему ускорение Fu = — mа, где : Fu — сила инерции; m — масса материального тела; а — ускорение. Знак минус здесь показывает, что сила инерции направлена в сторону, противоположную ускорению. В криволинейном движении тело имеет нормальное и касательное ускорения. Учитывая, что причиной появления ускорений являются силы, можно сделать вывод, что на тело в криволинейном движении действуют две силы: нормальная Fn и касательная Fr (? — угловая скорост). Сила, которая создает нормальное ускорение и заставляет тело двигаться по кривой, называется нормальной или центростремительной силой (рис. 22).
Рис. 22 По касательной к траектории на материальное тело действует касательная сила, которая обеспечивает ускоренное или замедленное движение тела. Нормальная и касательная силы вызывают противодействие со стороны тела, стремящегося двигаться равномерно и прямолинейно. Сила, направленная противоположно нормальному ускорению и стремящаяся вывести тело из движения по кривой, называется центробежной силой. Центробежная сила инерции, по величине равная нормальной силе Fn, определяется по формуле Fцб = (m • v2)/r, где: m — масса тела; v — линейная скорость тела; r — радиус вращения тела. Силы инерции в машинах могут играть как отрицательную, так и положительную роль. Например, когда железнодорожный состав с места начинает движение и при ускоренном движении под действием сил инерции создаются динамические нагрузки на сцепке вагонов. Такие нагрузки испытывают многие элементы механических устройств. Полезное действие сил инерции, особенно центробежных, широко используется в работе многих машин. На таком принципе работают центробежные вентиляторы, насосы, турбокомпрессоры, сепараторы и другие механизмы. Центробежные силы позволяют улучшить качество изготовления некоторых видов продукции и упростить многие технологические процессы. В качестве примеров можно назвать широко распространенный способ центробежного литья, процессы изготовления железобетонных труб, арматуры и других изделий. Кинетическая энергия колебаний. Колебания — это движения (изменения состояния), характеризующиеся той или иной степенью повторяемости во времени. Колебания могут иметь различную физическую природу, а также отличаться и «механизмом» возбуждения, характером, степенью повторяемости и быстротой смены состояний. В теории колебаний рассматриваются периодические и непериодические колебания. Наиболее простыми являются периодические колебания, при которых значение физических величин в, изменяющихся в процессе колебания, повторяются через равные промежутки времени s(t + T) = s(t), где: t — время, Т — период колебания. За период совершается одно полное колебание. Число полных колебаний в единицу времени v= 1Т называется частотой периодичности колебаний. Колебательные устройства могут иметь различное с конструктивной разновидностью количество звеньев, объединенных общим определением колебательная система, (рис. 23, I). Простейшие периодические колебания — гармонические колебания (рис. 23, II). Произвольное колебание можно представить в виде суммы гармонического колебания, у которого амплитуда (x0) и период (Т) колебаний в данный период времени постоянны.
Рис. 23 Свободные колебания (собственные колебания) — колебания (рис. 23, III), которые возникают в системе, не подвергающейся переменным внешним воздействиям, вследствии какого-либо начального отклонения этой системы от состояния устойчивого равновесия. Характер свободного колебания в основном определяется параметрами колебательной системы (массой, упругостью, моментом инерции и т. п.). Затухающие колебания (рис. 23, IV) — постепенно ослабленные с течением времени колебания. Это явление обусловлено потерями энергии колебательной системой. Затухающие колебания в механических системах вызываются главным образом трением и возмущением в окружающей среде упругих волн. Во многих машинах и механизмах, подверженных вредным колебаниям во время работы, принято устанавливать специальные механические, пневматические и гидравлические гасители типа амортизаторов и демпферов, о них речь пойдет ниже. Вынужденные колебания (рис. 23, V) — колебания, возникающие в колебательной системе под влиянием переменных внешних воздействий. Поскольку характер подобных воздействий может быть разным, то и характер колебаний различен. Вынужденные колебания — всегда вредные колебания, отражающиеся в конечном счете на полезной работе и даже на целостности всей конструкции машины, механизма. Автоколебательной (рис. 23, VI) называется система, в которой возникают незатухающие колебания. Энергия автоколебаний поддерживается за счет регулируемого поступления энергии от специального источника, содержащегося в самой системе. Примерами автоколебания могут служить колебания маятника часов, струн в смычковых и др. В колебательных системах зачастую возникают чрезвычайно вредные и опасные явления — это вибрация и резонанс. Вибрация (латинское слово — колебание) — это прежде всего механические колебания (рис. 23, VII). Полезная вибрация (и такая может быть) возбуждается специальными вибраторами и служит для выполнения различных технологических операций. К примеру, вибратор для уплотнения бетонной смеси и грунта в строительстве, для выбивки литья из опок, при испытании конструкций, приборов и аппаратов на виброустойчивость и т. п. Вредная вибрация возникает при движении транспортных средств, работе машин, механизмов и при большой интенсивности нарушает режим работы или разрушает устройства, приводит к быстрой утомляемости людей. Наибольшую опасность представляет вибрация у самолетов от переменных аэродинамических сил, возникающих в результате срывов воздушных потоков. Подобные вибрации приводят к появлению остаточных деформаций, выходу Резонанс — более или менее резкое возрастание амплитуды установившихся вынужденных колебаний системы, когда частота внешнего воздействия на колебательную систему приближается к какой-либо из частот ее собственных колебаний. В практике эксплуатации пролетных сооружений — мостов имели случаи их разрушения по причине «вхождения в резонанс». Известно, что подразделениям солдат перед входом на мост приказывают сменить строевой шаг на вольный. Это делается, чтобы резонансная частота, создаваемая одновременными ударами многих ног солдат подразделения о настил моста, случайно не совпала с резонансной частотой самого сооружения, что может привести к его разрушению. На всех машинах и механизмах, на которых во время работы возникают вредные колебания, принято ставить специальные гасители. Амортизатор — устройство для смягчения ударов в конструкциях машин и сооружений в целях защиты от сотрясений и больших нагрузок. Амортизаторы применяют для гашения колебаний при движении автомобиля по неровной дороге, для смягчения удара при посадке самолета и т. д. В конструкциях амортизаторов используют рессоры, торсионы (пружины, работающие на кручение), резиновые элементы и др., а также жидкости и газы. Демпфер — устройство для успокоения (демпфирования) или предотвращения вредных механических колебаний звеньев машин и механизмов путем поглощения энергии. Разновидностью демпфера является катаракт (греческое слово, означающее водопад). Катаракт — устройство для гашения колебаний и ослабления ударов в машинах, железнодорожных вагонах, автомобилях, артиллерийских орудиях, автоматических регуляторах и др. Катаракт поглощает механическую энергию движения, обращая ее в тепло. Катаракты выполняются в виде поршневых, мембранных, сильфонных и др. устройств переменного объема, заполненными жидкостью (рис. 24: 1 — цилиндр, наполняемый вязкой жидкостью; 2 — поршень; 3 — шток; 4 — перепускной канал). В отличие от амортизаторов, катаракт не имеет упругих частей и механическая энергия в нем не аккумулируется, а преобразуется в тепловую, рассеиваемую в пространстве.
Рис. 24 |