Home Просвещение Стандартизация Стандартизация, взаимозаменяемость и агрегатирование

Стандартизация, взаимозаменяемость и агрегатирование

Принцип обеспечения взаимозаменяемости заключается в изготовлении деталей и сборке изделий с допустимой (расчетной) точностью их геометри­ческих, механических, физических и других параметров. Взаимозаменяе­мость предполагает, что любые две сопряженные детали могут быть соеди­нены без всякой подгонки. Свойством взаимозаменяемости могут обладать не только отдельные детали, но и сборочные единицы, агрегаты и машины. Благодаря этому создается возможность организовать парк запасных изделий, а это помогает обоснованно установить возможную долговечность и на­дежность машины, механизма в целом.

На рис. 3 показано членение самолета на агрегаты 1, отсеки 2, панели и сборочные единицы 3. Самолет (вертолет) состоит из планера, двигателей, оборудования, приборов и систем. Конструктивно все они не монолитны, а состоят из различных агрегатов.

Рис. 3

Под агрегатом в самолетостроении понимают отдельные законченные в конструктивном и технологическом отношении части самолета. У самоле­та, например, к агрегатам относятся крыло, фюзеляж, руль высоты, шасси и др. Агрегаты могут состоять из отсеков, отсеки — из панелей, сборочных единиц и деталей.

Членение планера, оборудования и систем на агрегаты и панели зависит от конструктивных соображений, от требований производства и эксплуата­ции. И конечно, все изделия, на которые можно расчленить планер, обору­дование и системы являются взаимозаменяемыми. Это позволяет расши­рить фронт сборочных работ, так как сборка агрегатов ведется параллельно и независимо друг от друга, а также заменить вышедший из строя агрегат таким же.

Таким образом, агрегатирование — это принцип создания машин, оборудования, приборов и других изделий из унифицирован­ных многократно используемых стандартных агрегатов (автономных узлов), устанавливаемых в изделии в различном числе и различных комбинациях.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что при частой сменяе­мости или модернизации изготовляемых изделий агрегатирование являет­ся наиболее прогрессивным методом конструирования, обеспечивающим ускорение технического прогресса и дающим большой экономический эф­фект в народном хозяйстве. В настоящее время на предприятиях работают сотни автоматических линий и станков, собранных из унифицированных агрегатов.

На рис. 4. приведены унифицированные агрегаты: насадки 1, силовая головка 2, кронштейны 3, электрошкаф 4, делительный стол 5, станина 6, пульт управления 7, основание 8, ось 9, башмаки 10, промежуточные плиты 11 и одна из впервые созданных схем компоновки агрегатного стан­ка. На круглой станине устанавливается несколько силовых головок. При­соединяя к головкам соответствующие технологические насадки, на таком агрегатном станке можно производить различные механические операции по обработке металлов и других материалов: обточку, сверлильно-расточные, резьбонарезные, фрезерные и др. Производительность агрегатных станков в несколько раз выше, чем универсальных, а достижимая точность обработки — 1Т7...1Т9.

 

Рис. 4