Home Машиностроение Соединение деталей Клеевые соединения

Клеевые соединения

Склеивание как метод сборки непо­движных соединений основан на важнейшем свойстве любого клея — адге­зии, то есть способности сцепляться с поверхностью любого материала. Ад­гезия может быть различна в зависимости от вида клея и характера склеи­ваемых поверхностей.

В настоящее время склеивание применяют для соединения не только не­металлических материалов, но и деталей из различных металлов как меж­ду собой, так и с неметаллическими материалами.

Промышленность выпускает большое количество клеев. Так, широкое применение получил карбинальный клей БФ. Созданы теплостойкие склеивающие составы, выдерживающие нагревание до температуры 50...300° С.

Механическая прочность  соединения клеем зависит от вида и качест­ва клея, качества склеиваемых поверхностей, толщины слоя клея и равно­мерности его распределения, а также от соблюдения температурных и дру­гих режимов.

В настоящее время большое распространение в различных отраслях про­мышленности нашли сочетания клея с другими видами соединений: клеезаклепочные, клеерезьбовые и клеесварные соединения.

Применение клееклепаных конструкций (например, на самолете Як-40) способствует увеличению выносливости изделий, так как склейка умень­шает концентрацию напряжения у заклепок и задерживает распростране­ние трещин.

В заклепочном соединении передача сил от листа на стрингер (продоль­ный элемент конструкции корпуса-каркаса летательного аппарата) проис­ходит через заклепку (рис. 116, I), при этом и в листе, и в профиле напря­жения возрастают как из-за ослабления сечения отверстием под заклепку, так и в результате возникновения концентрации напряжений у края отвер­стия.

Клеевое соединение надежнее не только из-за отсутствия сверления в ма­териале листа и профиля, но и вследствии более равномерной передачи сил через всю площадь клеевой пленки (рис. 116, II).

Следовательно, в клееклепаном соединении (рис. 116, III), благодаря склейке, можно значительно уменьшить число заклепок — концентраторов напряжений, а потому, сократить площадь сечения, ослабленного отвер­стиями под заклепки.

Клееклепаное соединение типа «лист-профиль» является монолитной конструкцией, в которой лист и профиль составляют одно целое.

Рис. 116