Просвещение - Черчение На нашем сайте вы познакомитесь с различными графи­ческими способами передачи сведений об объектах предметного мира. Это позволит вам освоить графический язык, с помощью которого осуществляется обмен технической информацией между людьми. http://cherch.ru/prosvyaschenie/ Sun, 17 Sep 2023 14:53:56 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management en-gb Элементы конструирования частей несложных изделий http://cherch.ru/sborochnie_chertezhi/elementi_konstruirovaniya_chastey_neslozhnich_izdeliy.html http://cherch.ru/sborochnie_chertezhi/elementi_konstruirovaniya_chastey_neslozhnich_izdeliy.html Конструировать — создавать, сооружать, планировать с вы­полнением расчетов. Изделия (приборы, машина, одежда, ме­бель, детские игрушки, зубные щетки, кухонная посуда, санитарно-техническое оборудование и т. д.) являются результатом процесса конструирования.

Конструирование — творческий процесс, направленный на создание какого-либо изделия, сооружения, вещи.

Над разработкой новых конструкций трудятся целые коллек­тивы специалистов. В наши дни претворение в жизнь новых тех­нических идей, изобретений является результатом усилий одного человека или целого коллектива изобретателей.

В процессе конструирования необходимо опираться на опыт человечества. Для этого нужно собрать информацию об уже имеющихся конструкторских разработках и попытаться перекон­струировать их с использованием новых материалов, современ­ных технологических процессов, условий производства и современ­ных технических, экологических, эргономических, эстетических, экономических и других требований.

 

]]>
[email protected] (Administrator) Сборочные чертежи Fri, 23 Jul 2010 22:48:16 +0000
Чтение и деталирование сборочных чертежей http://cherch.ru/sborochnie_chertezhi/chtenie_i_detalirovanie_sborochnich_chertezhey.html http://cherch.ru/sborochnie_chertezhi/chtenie_i_detalirovanie_sborochnich_chertezhey.html

Прочитать сборочный чертеж — это значит понять назна­чение сборочной единицы, ее устройство, принцип работы, спосо­бы соединения и взаимодействия составных частей, а также форму каждой детали.

По сборочным чертежам изделия осуществляется деталирование.

Деталирование сборочного чертежа заключается в выполне­нии чертежей деталей (кроме стандартных), входящих в сбороч­ную единицу.

Деталирование выполняют в следующей последовательности: 1) читают сборочный чертеж; 2) мысленно представляют форму детали, чертеж которой необходимо выполнить; 3) определяют необходимое число изображений, которое позволит выявить фор­му детали; 4) выбирают масштаб изображения; 5) выполняют построение необходимых изображений чертежа; 6) наносят раз­меры; 7) при необходимости над основной надписью пишут тех­нические требования; 8) заполняют основную надпись чертежа.

В процессе конструирования с помощью деталирования уточ­няется форма изделия в целом и его составных частей (деталей), а также правильность расчетов основных параметров сборочной единицы.

]]>
[email protected] (Administrator) Сборочные чертежи Fri, 23 Jul 2010 22:46:34 +0000
Общие правила выполнения сборочных чертежей http://cherch.ru/sborochnie_chertezhi/obschie_pravila_vipolneniya_sborochnich_chertezhey.html http://cherch.ru/sborochnie_chertezhi/obschie_pravila_vipolneniya_sborochnich_chertezhey.html На сборочном чертеже дается минимальное, но достаточное число видов, разрезов, сечений, необходимых для сборки и кон­троля сборочной единицы.

При выполнении сборочных чертежей можно соединять часть вида с частью разреза, а также половину вида и половину раз­реза по тем же правилам, которые установлены для выполнения деталей.

На сборочном чертеже обязательно указываются габаритные, установочные и присоединительные размеры.

Как вы уже знаете, к габаритным размерам относят наи­большие размеры изделия.

 

Рис. 214. Сборочный чертеж штатива

Рис. 215. Фрагмент сборочного чертежа

 

Установочные размеры необходимы для правильной установ­ки изделия при монтаже.

Присоединительные размеры обеспечивают возможность при­соединения изделия при монтаже, которое осуществляется по­средством винтов, болтов и т. д., а также контактным способом (контакт штепселя с гнездом розетки).

Кроме перечисленных размеров, на сборочном чертеже про­ставляются контролируемые размеры. На рисунке 214 это раз­меры 76 max, 35 rnin.

Все составные части сборочной единицы на сборочном черте­же нумеруют в соответствии с номерами позиций, указанными в спецификации. Номера позиций указывают на полках линий- выносок, которые проводят от изображения составных частей. Линии-выноски не должны пересекаться. В конце каждой из них ставят точку. Полки линий-выносок располагают параллельно основной надписи чертежа вне контура изображения на одной горизонтали поз. 4, 1 или от одной вертикали поз. 6, 5, 9 (рис. 214). (Допускается делать общую линию-выноску с верти­кальным расположением номеров позиций для группы крепеж­ных изделий, которые относятся к одному месту крепления (рис. 215).) Полки линий-выносок изображают сплошной тонкой линией. Их длина не должна превышать 10 мм. Расстояние меж­ду полками в одной колонке должно быть равным 10 мм. Номера позиций предлагается писать шрифтом № 5.

Если сборочная единица имеет несколько одинаковых стан­дартных деталей (винтов), то на сборочном чертеже можно пока­зать только одну из них, а для остальных — место их располо­жения (см. рис. 214).

На сборочных чертежах разрешается не вычерчивать крышки, которые могут мешать пониманию внутреннего устройства сборочной единицы. При этом над изображени­ем делается надпись: «Крышка поз. 2 не показана». Пере­мещающиеся части изделия изображают в рабочем положении, а край­ние и промежуточные положения показывают штрихпунктирной линией с двумя точками.

На сборочном чертеже при выполнении разрезов штриховка смежных деталей наносится под углом 45* в противоположных Направлениях (рис. 215) или в одном направлении, но с различ­ным расстоянием между штрихами. На разных изображениях Одной и той же детали наносится одинаковая штриховка.

Если секущая плоскость проходит вдоль оси винтов, болтов, шпилек, штифтов, валов, а также шайб и гаек, то эти детали на сборочном чертеже показывают не рассеченными (см. рис. 215).

]]>
[email protected] (Administrator) Сборочные чертежи Fri, 23 Jul 2010 22:43:18 +0000
Общие сведения о сборочном чертеже http://cherch.ru/sborochnie_chertezhi/obschie_svedeniya_o_sborochnom_chertezhe.html http://cherch.ru/sborochnie_chertezhi/obschie_svedeniya_o_sborochnom_chertezhe.html Сборочным чертежом называется документ, содержащий изображение сборочной единицы, дающий представление о рас­положении и взаимной связи составных частей, соединенных ме­жду собой, и обеспечивающий возможность осуществления сбор­ки и контроля сборочной единицы.

Рассмотрим сборочный чертеж изделия «Переходник» (рис. 212). На нем сборочная единица представлена двумя изо­бражениями: видом спереди, содержащим местные разрезы, и видом слева. В состав сборочной единицы входят две другие сбо­рочные единицы: корпус / и крышка 2, которые соединяются ме­жду собой винтом неподвижно. Эти сборочные единицы выполне­ны из различных материалов: крышка и корпус — из пластмассы, а втулка, запрессованная в корпус, и контакты — из металла. На сборочном чертеже даны габаритные (41, 35, 16), присоединительные (? 4, ? 5) и установочные (19, 18) размеры. В техниче­ских требованиях уточняется, что все размеры, нанесенные на данном сборочном чертеже, — справочные. Одни из них перенесены с чертежей деталей и используются как присоединительные (19) и установочные (? 4, ? 5) а другие являются суммой разме­ров нескольких деталей (41).

Рис. 212. Сборочный чертеж изделия «Переходник»


Рис. 213. Спецификация

 

тельные (? 4, ? 5) и установочные (19, 18) размеры. В техниче­ских требованиях уточняется, что все размеры, нанесенные на данном сборочном чертеже, — справочные. Одни из них перенесены с чертежей деталей и используются как присоединительные (19) и установочные (? 4, ? 5) а другие являются суммой разме­ров нескольких деталей (41).

Каждый сборочный чертеж сопровождается спецификацией.

Спецификация — основной конструкторский документ, выпол­ненный в виде таблицы, в которой приводятся наименования, номера позиций всех составных частей сборочной единицы и ука­зывается их число.

В спецификации документацию и составные части сборочной единицы перечисляют в определенной последовательности: документация, комплексы, сборочные единицы, детали, стандартные изделия, прочие изделия, материалы, комплекты.

Спецификацию выполняют на отдельных листах (одном или нескольких) формата А4 (рис. 213) или размешают непосредст­венно на сборочном чертеже, выполненном на формате A4, если имеется достаточно места для ее размещения (см. рис. 212).

Спецификацию выполняют прежде, чем на сборочном чертеже наносятся номера позиций деталей, входящих в сборочную еди­ницу. Она необходима для изготовления изделия.

После каждого раздела спецификации в соответствии с ГОСТом оставляют свободные строки и резервируют номера позиций для возможного внесения дополнительных изделий.

]]>
[email protected] (Administrator) Сборочные чертежи Fri, 23 Jul 2010 22:12:41 +0000
Чертежи соединений деталей http://cherch.ru/soedinenie_detaley/chertezhi_soedineniy_detaley.html http://cherch.ru/soedinenie_detaley/chertezhi_soedineniy_detaley.html Прежде чем рассматривать соединения деталей, познакомим­ся с конструктивными элементами разъемных соединений, к ко­торым относятся болт, винт, шпилька, гайка, шайба (рис. 197).

Болтом называется крепежная деталь, представляющая со­бой цилиндрический стержень, как правило, с шестигранной го­ловкой на одном конце и винтовой резьбой на другом.

Головки болтов могут иметь и другую форму: квадратную, пря­моугольную, полукруглую с квадратным подголовком или усом.

Винт отличается от болта наличием прорези (шлица) под от­вертку. Винты подразделяются на два типа: крепежные и уста­новочные. Основные типы крепежных винтов различаются по форме головки (цилиндрическая, полукруглая, потайная, полупо­тайная).

Шпилька — цилиндрический стержень, на обоих концах кото­рого нарезана резьба.

Рис. 197 Конструктивные элементы резьбовых соединений: а — болт; б — винт; в - шпилька; г — установочный винт; д — гайка; e — пружинная шайба; ж — деформируемая шайба; з — плоская шайба

 

Шпильки бывают различных видов и типов. Например, шпильки с резьбой M2 — M12 с длиной от 10 до 80 мм бы­вают двух видов: для соединения деталей, в одной из кото­рых нарезана резьба, и для соединения деталей с гладкими отверстиями. Шпильки первого вида имеют на концах стержня резьбу различной длины, а шпильки второго вида — одинаковую длину резьбы на обоих концах или резьбу, нарезанную на всю длину стержня. Шпильки обоих видов могут иметь нерезьбовую часть меньшего диамет­ра, чем резьба.

Шпильки применяют в тех случаях, если болтом нельзя со­единить детали большой толщины или необходима частая раз­борка соединения, а резьба в детали не обладает достаточной стойкостью в силу свойств материала (алюминиевый сплав, чу- гун).

Гайка представляет собой деталь призматической формы, снабженную сквозным, а иногда глухим осевым резьбовым от­верстием.

Конструктивные формы гаек весьма разнообразны. Чаще все­го гайки бывают шестигранной формы с двумя фасками, квад­ратной формы с одной фаской, бывают шестигранные прорезные и корончатые, имеющие радиальные пазы для их стопорения с помощью шплинтов.

В машиностроении, быту часто применяют специальные гайки: круглые, гайки-барашки.

Шайбы представляют собой, как правило, плоские диски с круглым отверстием в центре.

Существуют шайбы плоские и пружинные. Плоские шайбы служат для выравнивания опорных поверхностей деталей, предо­хранения деталей от износа и задиров гайкой. Пружинные шай­бы служат для предохранения резьбовых соединений от самоот­винчивания во время эксплуатации.

Шайбы могут быть различной конфигурации.

К конструктивным элементам нерезьбовых разъемных соеди­нений относятся шпонки, шлицы, штифты, шплинты.

Шпонки — это конструктивный элемент, служащий для со­единения с валом деталей, передающих вращательное или коле­бательное движение.

По конструкции шпонки делятся на призматические, сегмент­ные, клиновые (рис. 198).

Шлицевые соединения можно сравнить с многошпоночными соединениями, в которых шлиц (выступ) играет роль шпонки.

Шлиц — конструктивный элемент, представляющий собой выступ определенной формы на валу.

Шлицы бывают прямоугольной, треугольной и эвольвентной формы. На рисунке 199 изображен вал со шлицами прямоуголь­ной формы.

Рис. 198. Шпонки: а — призматическая; б — сегментная; в — клиновая


Рис. 199. Шлицевой вал


Рис. 200. Штифты: а — цилиидрический; б — конический


Рис. 201. Шплинт

 

Штифты — конструктивный элемент, представляющий собой гладкий стержень, служащий для точного фиксирования взаим­ного положения деталей и узлов, а также в качестве крепежных деталей.

По конструкции штифты бывают цилиндрические и кониче­ские (рис. 200).

Шплинты — конструктивный элемент, представляет собой кусок проволоки (с лыской по всей ее длине), согнутый вдвое плоской частью внутрь таким образом, что в месте сгиба образу­ется петля, а концы проволоки плотно прижаты друг к другу. При этом один конец проволоки незначительно длиннее другого (рис. 201).

Шплинты служат для предотвращения самопроизвольного от­винчивания гаек (как правило, корончатых и прорезных).

Болтовое соединение (табл. 14) представляет собой соедине­ние деталей, осуществляемое с помощью болта, навинчиваемой на него гайки и шайбы.

Винтовое соединение (табл. 14) представляет собой соедине­ние деталей с помощью винта. Винт в соединении, как правило, ввинчивается резьбовым концом в отверстие либо может упот­ребляться с гайкой.

Шпилечное соединение (табл. 14) представляет собой соедине­ние деталей, в одну из которых вворачивается посадочный конец шпильки, а другая одевается на второй конец шпильки и затяги­вается гайкой.

Шпоночное соединение (табл. 14) осуществляется посредством шпонки, которая устанавливается в шпоночном пазу на валу и входит в шпоночную канавку соответствующей формы ступицы.

Шлицевое соединение (табл. 14) представляет собой соедине­ние, которое образуется между выступами (шлицами) вала и со­ответствующими по форме впадинами ступицы, насаженной на вал.

Штифтовое соединение (табл. 14) осуществляется посредст­вом плотной посадки штифта в соединяемые детали.

14. Разъемные соединения

 

Неразъемные соединения (табл. 15) могут осуществляться с помощью клепки, сварки, сшивки, склеивания, пайки, разваль­цовки, заформовки.

Клепаное соединение. Конструктивным элементом клепаного соединения является заклепка, представляющая собой гладкий стержень с закладной головкой 2 (рис. 202, а). Замыкающая го­ловка 1 получается в результате расклепывания. Форма ее мо­жет быть такой же, как и у закладной головки (рис. 202, б). За­клепки существуют следующих видов: с полукруглой головкой, с потайной головкой, полупотайной, плоской и пустотелые.

Паяное соединение — это соединение металлических или металлизированных деталей с помощью дополнительного металла или сплава, называемого припоем, путем нагрева мест соедине­ния до температуры плавления припоя (рис. 203).

Сварное соединение получают при соединении деталей путем местного нагрева материала деталей до расплавленного или пластичного состояния (рис. 204). В процессе сваривания проис­ходит либо кристаллизация расплавленных соединяемых кромок, либо диффузия частиц атомов металла соединяемых деталей (в зависимости от способа сварки — плавлением или давлением).

Клееное соединение получают с помощью различных клеев, позволяющих соединять разнородные материалы, достигая при этом достаточной прочности соединения, работающего на равно­мерный отрыв или сдвиг.

Клееные соединения выполняют с накладками, а также «встык», «в ус» (рис. 205).

Сшивное соединение (рис. 206) применяется для соединения мягких материалов (ткани, кожи, а иногда дерева) между собой в различном сочетании с помощью нити, шнура (из хлопка, ка­прона, кожи и других материалов).

Развальцованное соединение осуществляется непосредственно развальцовкой соединяемой детали (резьбовой втулки, пустоте­лой заклепки, стойки) на одну или две металлические детали, представляющие собой основание, уголок, корпус, или на две неметаллические детали, выполненные из Пластмассы, кожи, ткани и т. д. (рис. 207).

Заформованное соединение выполняется в результате арми­рования (заливки) поверхностей или элементов деталей пласти­ческими массами, резиной. При этом армируемая деталь должна на поверхности иметь накатку, ступени различной формы для удерживания ее в формовочной массе (рис. 208).

Рис. 205. Клееное соединение

Рис. 206. Сшивное соединение

Рис. 207. Развальцованное соединение

Рис. 208. Заформованное соединение (резьбовые втулки в
корпусе из прессматериала)

 

15. Чертежи неразъемных соединений


]]>
[email protected] (Administrator) Соединение деталей Fri, 23 Jul 2010 21:53:28 +0000
Изображение и обозначение резьбы http://cherch.ru/soedinenie_detaley/izobrazhenie_i_oboznachenie_rezbi.html http://cherch.ru/soedinenie_detaley/izobrazhenie_i_oboznachenie_rezbi.html Самую большую группу разъемных соединений составляют резьбовые соединения. Их можно разделить на два типа:

соединения, осуществляемые непосредственным свинчиванием деталей без применения специальных соединительных частей (рис. 195, о);

соединения, осуществляемые с помощью специальных крепежных деталей — болтом, винтом, шпилькой, гайкой и т. д. (рис. 195, б).

 

Рис. 195. Основные виды резьбовых соединений: а — непосредственным свинчиванием; б - с помощью болта

 

Все резьбовые соединения осуществляются с помощью резьбы.

Резьба — это поверхность, образованная при винтовом дви­жении плоского контура по цилиндрической (конической) по­верхности.

Резьбы делят на три типа в зависимости от назначения: крепежные резьбы, применяемые для свинчивания и соединения де­талей с помощью крепежных изделий; крепежно-уплотинтельные резьбы, применяемые для плотных соединений труб с помощью специальных переходных деталей, называемых фитингами (муф­тами); ходовые резьбы, которые служат для преобразования вращательного движения в поступательное (например, домкрат, ручной пресс, кузнечный пресс и т. д.) или, наоборот, поступатель­ного во вращательное (например, в автоматических отвертках).

Резьба характеризуется различными параметрами, основные из которых приведены в таблице 13.

13. Изображение основных параметров резьбы на чертежах

 

Примечание: параметры резьбы — профиль, внутренний диа­метр d1 — на чертежах не обозначаются (кроме прямоугольной резьбы); наружный диаметр d наносится после условного обозначения типа резь­бы (кроме прямоугольной); шаг резьбы P проставляется после обозна­чения наружного диаметра резьбы для ходовых резьб и на изображении профиля прямоугольной резьбы; длина резьбы l наносится по правилам простановки размеров.

Для условного изображения резьбы на чертеже существуют определенные правила.

Наружный диаметр резьбы на стержне (на виде спереди и слева) изображают сплошной основной линией, а внутренний диаметр — сплошной тонкой. На виде слева не показывают фас­ку с тем, чтобы можно было условно изобразить резьбу окруж­ностью, разомкнутой на одну четверть и проведенной сплошной тонкой линией, диаметр которой равен внутреннему диаметру резьбы. Обратите внимание на то, что один конец дуги окружно­сти не доводится до центровой линии приблизительно на 2 мм, а другой ее конец пересекает вторую центровую линию на такую же величину.

Метрическая резьба обозначается следующим образом: вна­чале дается условный знак резьбы М, затем указывается размер наружного диаметра, шаг резьбы, если он мелкий (крупный шаг не обозначается). Например, запись М 20x1,5 означает, что наре­зана метрическая резьба диаметром 20 мм с мелким шагом, равным 1,5 мм.

]]>
[email protected] (Administrator) Соединение деталей Fri, 23 Jul 2010 21:43:48 +0000
Общее представление о соединениях деталей http://cherch.ru/soedinenie_detaley/obschee_predstavlenie_o_soedineniyach_detaley.html http://cherch.ru/soedinenie_detaley/obschee_predstavlenie_o_soedineniyach_detaley.html Детали, входящие в состав сборочной единицы, могут соеди­няться между собой подвижно и неподвижно. Например, в мебе­ли (стул, стол) детали соединяются неподвижно, а в бинокле и фотоаппарате часть деталей подвижны относительно друг друга.

Подвижные и неподвижные соединения могут быть разъем­ными и неразъемными.

Рис. 193. Основные виды разъемных соединений


Рис. 194. Основные виды неразъемных соединений

 

без разрушения деталей и соединительных элементов (рис. 193).

Разъемные соединения применяются в тех случаях, когда не­обходимо осуществлять разборку, настройку, ремонт изделия. Их также используют для обеспечения удобства сборочных операций.

Неразъемные соединения не подлежат разборке и могут быть разъединены только в результате разрушения соединяемых де­талей либо элементов, их соединяющих (рис. 194).

Эти соединения применяются для упрощения технологии изго­товления изделия или для сокращения расхода дефицитных ма­териалов.

]]>
[email protected] (Administrator) Соединение деталей Fri, 23 Jul 2010 21:40:18 +0000
Виды конструкторской документации и отображение в ней технической информации http://cherch.ru/izdelie/vidi_konstruktorskoy_dokumentatsii_i_otobrazhenie_v_ney_technicheskoy_informatsii.html http://cherch.ru/izdelie/vidi_konstruktorskoy_dokumentatsii_i_otobrazhenie_v_ney_technicheskoy_informatsii.html Существует несколько стадий разработки конструкторских документов: техническое предложение, эскизный проект, техниче­ский проект, рабочая документация. Рассмотрим виды докумен­тов, которые подготавливаются на стадии рабочей документации.

При выпуске рабочей документации обязательно выполняют­ся графические (чертеж детали, сборочный чертеж) и текстовые (спецификация) документы. Названные виды документов опреде­ляют состав и устройство изделия, содержат необходимые дан­ные для изготовления, контроля, эксплуатации и ремонта.

Существуют графические документы, которые выполняют дополнительно на стадии рабочей документации по требова­нию заказчика с учетом особенностей самого изделия или условий производства. К ним относятся: габаритный и мон­тажный чертежи, электрическая и кинематическая схемы. Кроме того, дополнительно могут разрабатываться текстовые документы: ведомости (ведомости спецификаций и покупных изделий), технические условия, программа и методика испытаний, патентный формуляр, эксплуатаци­онные и ремонтные документы.

Техническая информация на чертежах представляется изо­бражениями, условными знаками, цифрами, текстом. Рассмотрим на примере рабочего чертежа детали «Контакт» (рис. 192), как отображается техническая информация.

В основной надписи указаны название детали «Контакт», масштаб изображения (масштаб увеличения 2:1), материал, из которого изготавливается деталь (латунь ЛС 59, пруток 0 4). Ра­бочий чертеж детали представлен одним изображением — со­вмещением части главного вида с частью фронтального разреза. Условный знак диаметра дает возможность понять, что форма детали представляет собой сочетание трех цилиндров и усечен­ного конуса. Вид штриховки позволяет установить, что деталь выполнена из металла. Указаны размеры детали.

192. Рабочий чертеж «Контакта»

 

На рабочих чертежах деталей наносятся предельные отклонения от геометрической формы и расположения поверхностей, а также точность изготовления детали. На приведенном чертеже (см. рис. 192) дано только предельное отклонение от расположения поверхности знаком [II ][ 0.05] Этот знак показывает, что при изготовлении детали возможно отклонение от параллельности образующей цилиндра относительно оси в пределах 0,05 мм. На чертеже проставлены знаки точности изготовле­ния детали: запись 0 1,8 H6 показывает, что отклонения от размера 1,8 может составлять не более +0,014 мм; 0 2,8 g 6 означает, что отклоне­ние размера от заданной величины (2,8 мм) может находиться в преде­лах от 2,8 мм до 2,702 мм; длина контакта также может иметь отклоне­ние в большую сторону на +0,2 мм и в меньшую сторону на 4),2 мм. Условныйзнак «*» над размером (0 4*) указывает, что этот размер яв­ляется справочным (т. е. размер не подлежит контролю). Знак в правом верхнем углу формата "R132?(?)" показывает чистоту обработки, т.е. степень шероховатости поверхности. На чертеже детали имеется текст, распо­ложенный над основной надписью, — это технические требования, предъявляемые к изготовлению детали. Поясним требования, которые вам незнакомы. Под номером 3 в технических требованиях указано до­пустимое отклонение некоторых размеров детали «Контакт». Под номером 4 приведено одно из обозначений покрытия (хромирование толщи­ной 0,009 мм).

Вопросы отображения технической информации на сборочных чертежах и текстовых документах (спецификация) будут рас­смотрены в последующих параграфах.

]]>
[email protected] (Administrator) Изделие Fri, 23 Jul 2010 21:36:10 +0000
Техническая информация об изделии http://cherch.ru/izdelie/technicheskaya_informatsiya_ob_izdelii.html http://cherch.ru/izdelie/technicheskaya_informatsiya_ob_izdelii.html Техническая информация об изделии представляет собой со­вокупность данных о функциональном назначении, форме, мате­риале, размерах изделия, эксплуатационных требованиях, предъявляемых к нему.

Каждое изделие в процессе эксплуатации выполняет свою функцию (назначение). Например, слесарные тиски служат для неподвижного крепления заготовки детали при ее обработке. В этом состоит их функциональное назначение, которое определяет эксплуатационные требования, предъявляемые к изделию: не­подвижное закрепление тисков на слесарном столе, плавное сближение губок тисков, осуществляемое за счет соответствую­щего шага резьбы винтового механизма, и др.

Форма изделия в большинстве случаев определяется его функциональным назначением.

Например, носовые части ракеты и самолета имеют форму, приближающуюся к конической. Передняя часть скоростных ав­томобилей имеет вытянутую, обтекаемую форму (рис. 189, а). Такие формы позволяют уменьшить сопротивление воздуха и увеличить скорость движения.

Рис. 189. Форма изделий


Форма чайника обоснована его назначением — нагревать во­ду. Поэтому основание чайника делается большего диаметра, чем его горлышко. В этом случае увеличивается площадь нагре­ва и уменьшается поверхность испарения, что обеспечивает быстрое закипание воды. Носик чайника располагается выше горлышка для того, чтобы вода не выливалась при закипании (рис. 189, б).

Форма изделия обусловлена также эстетическими, эргоно­мическими (удобство, безопасность работы) и другими требова­ниями.

Эргономика — отрасль науки, изучающая человека (груп­пу людей их деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.

В процессе конструирования решаются задачи создания новых, реконструирования, усовершенствования старых машин, форма которых удовлетворяет эстетическим и эргономическим требованиям. Над разработкой красивой и эргономичной формы вместе с конструкто­рами работают дизайнеры (художники-конструкторы). Примером ди­зайнерского решения могут являться различные формы светильников, настольных ламп, мебели, легковых автомобилей, станков и т. д.

Проводимые в нашей стране и за рубежом международные выстав­ки: Интерлегмаш, Интертяжмаш, Интероргтехника и т. д. — демонст­рируют не только достижения стран-участниц в технологии изготовления изделий, но и достижения дизайнерской мысли.

Материал изделия выбирается в соответствии с функцио­нальным назначением и условиями среды, в которой оно будет работать. При этом учитываются свойства материалов: проч­ность, твердость, коррозионная стойкость и др.

Например, материалом для электрических контактов служат сплавы серебра, меди, которые обладают высокой электропро­водностью. Для корпуса ракеты используется титан, его сплавы, обладающие совокупностью свойств: высокая прочность, малая масса, коррозионная стойкость и жаропрочность, что является одним из условий преодоления гравитационного притяжения Земли и успешного вывода ракеты на орбиту через плотные слои атмосферы.

Размеры изделия также зависят от его функционального на­значения. Например, тиски могут быть различных размеров — для слесарной обработки деталей машин применяются большие тиски, а для изготовления ювелирных изделий — тиски малых размеров (рис. 190).

Различаются своими размерами и швейные машины. Так, для шитья изделий из кожи и пальтовой ткани применяются маши­ны, которые имеют большие размеры, чем швейные машины для шитья изделий из легких тканей и вышивания (рис. 191).

При разработке многих машиностроительных изделий необхо­димо стремиться к уменьшению их размеров, что позволит сни­зить массу изделия, обеспечить удобство в эксплуатации и ре­монте, сократить его стоимость и транспортные расходы. Таким образом обеспечивается экономичность изделия.

При конструировании изделия учитывают простоту изготов­ления, возможность применения современных технологических процессов, недорогих конструкционных материалов, использова­ние унифицированных и стандартизированных деталей в изде­лии, что обеспечивает уменьшение его стоимости. Все перечис­ленное входит в понятие технологичности изделия.

Унификация — метод стандартизации, направленный на сокращение, объединение, приведение чего-либо к единообразию: к едниой форме, оптимальным типоразмерам. Уиифнкации подлежит режущий инструмент, швейные иглы для различного типа машин, цоколи электроламп, электрические розетки и штепсели, крепежные детали и т. д.

Рис. 190. Тиски: а — ювелирные; б — слесарные


Рис. 191. Швейные машины: а — для пошива изделий из толстых тканей и кожи;
б — для пошива изделий из тонких тканей; в - для вышивания

 

Стандартизация — установление и применение правил с целью упо­рядочения деятельности в определенной области. Это установление еди­ных научно-технических терминов, обозначений и единиц измерений. Стандарты устанавливаются на все виды массовой и серийной продук­ции. Они предусматривают как виды, марки и размеры изделий, так и методы испытаний на прочность, долговечность, правила упаковки, хра­нения и транспортировки.

Каждому изделию предъявляют технические требования, ко­торые указывают на чертежах. Например, на чертеже детали указывают вид термической обработки (закалку, отпуск), вид покрытия (красками, лаками, химическими покрытиями) и т. д.

На сборочных чертежах в технических требованиях может указываться порядок сборки, вид стопорения (предотвращения от самоотвинчивания) резьбовых соединений.

К изделиям предъявляются эксплуатационные требования: простота управления, прочность, точность изготовления, соответ­ствие гарантийному сроку эксплуатации, безопасность работы, экономичность.

Часть этих требований оговаривается в паспорте изделия. Например, выписка из паспорта на фотоаппарат «Салют». «Для предотвращения возможных поломок:

  1. При взводе затвора заводную головку камеры повер­нуть полностью до упора.
  2. Перед спуском затвора вынуть заслонку кассеты. Невыполнение этих условий приведет к тому, что при нажиме на спусковую кнопку затвор не сработает.
  3. Кассету снимать и надевать только при задвинутой до конца за­слонке.
  4. Объектив снимать и надевать при полностью открытой диафрагме. Без необходимости снимать объектив не рекомендуется».
]]>
[email protected] (Administrator) Изделие Fri, 23 Jul 2010 21:25:02 +0000
Общие представления о сборочной единице http://cherch.ru/izdelie/obschie_predstavleniya_o_sborochnoy_edinitse.html http://cherch.ru/izdelie/obschie_predstavleniya_o_sborochnoy_edinitse.html Сборочная единицаизделие, составные части которого под­лежат соединению между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями (свинчиванием, сваркой, пайкой, склеи­ванием, клепанием и т. д.). Например: токарный станок, теле­фонный аппарат, видеомагнитофон, мотоцикл.

Сборочная единица может состоять из деталей общего назна­чения, специальных и стандартных деталей.

Детали, входящие в состав самых различных машин и выпол­няющие одну и ту же функцию, называются деталями общего назначения. Приведем несколько примеров: зубчатые колеса, шкивы, втулки имеют общее функциональное назначение (пере­дают движение с одного вала на другой), поэтому они относятся к деталям общего назначения.

Детали, встречающиеся только в отдельных машинах, назы­ваются специальными. Например, шпиндель металлорежущих станков, лапка швейных машин.

Специальные детали могут одновременно являться ориги­нальными. Чаще всего к оригинальным деталям относятся детали, входящие в состав сборочных единиц — изделий бы­товой техники (абажуры настольных ламп, их основания, де­тали настенных светильников, ручки и крышки чайников, корпуса настенных и наручных часов, звенья браслетов), а также кузова современ­ных легковых автомобилей и т. д.

К стандартным изделиям, входящим в сборочную единицу, относятся крепежные детали (болты, винты, гайки, шайбы, шпильки, шпонки), подшипники и т. д.

]]>
[email protected] (Administrator) Изделие Fri, 23 Jul 2010 21:24:14 +0000