Home Машиностроение Основы взаимозаменяемости Схематическое графическое изображение полей допусков

Схематическое графическое изображение полей допусков

В технической документации широкое распространение нашло условное схематическое графическое изображение полей допусков деталей. Обусловлено это многими причинами. При обычных масштабах, в которых выполняют чер­тежи деталей или сборочных единиц, трудно показать зрительно различимыми допуски и отклонения, так как они очень малы. Достаточно сказать, что во мно­гих случаях Допуски и отклонения не вышли бы за пределы толщины линии карандаша. Вместе с тем в практической работе конструктора часто возникает необходимость в наглядном изображении полей допусков и отклонений соеди­няемых деталей. С этой целью изображения допусков и отклонений даются в виде заштрихованных прямоугольников, выполненных в значительно боль­шем масштабе по сравнению с масштабами самого чертежа. Каждый такой пря­моугольник имитирует собой поле допуска отверстия и поле допуска вала.

Построение полей допусков. Указанное изображение строят следующим образом. Вначале проводят нулевую линию, которая соответствует номинальному размеру и служит началом отсчета отклонений размеров.

При горизонтальном расположении нулевой линии положительные от­клонения откладывают вверх от нее, а отрицательные — вниз. Далее отме­чают величины верхнего и нижнего отклонений отверстия и вала и от них проводят горизонтальные линии произвольной длины, которые соединяют вертикальными прямыми. Полученное в виде прямоугольника поле допус­ка заштриховывают (поле допуска отверстия и поле допуска вала, как и смежные детали, заштриховываются в разные стороны). Подобная схема дает возможность непосредственно определить величину зазоров, предель­ных размеров, допусков, натягов.

Наглядные изображения трех групп посадок и соответствующие им схематические изображения расположения полей допусков показаны на рис. 119.

Рис. 119

Покажем на примере (рис. 120), как строятся графические изображения полей допусков. Проводим горизонтальную нулевую линию, перпендику­лярную к ней — вертикальную, а на ней — шкалу. Выбираем масштаб: од­но деление соответствует отклонению 10 мк. Строим поле допуска отвер­стия: например, проводим одну горизонтальную линию на уровне — 30 мкм (верхнее отклонение) от оси; нижнее отклонение равно нулю; следователь­но, вторая горизонтальная линия совпадает с нулевой. Соединяем эти ли­нии, получаем поле допуска. Наносим наибольший Dmax и наименьший Dmin предельные размеры и обозначаем допуск отверстия — ТD.

Рис. 120

Аналогично строим поле допуска вала, проводя горизонтальные линии на уровне 30 мкм (верхнее отклонение) и 60 мкм (нижнее отклонение). От­мечаем наибольший зазор Smax (он равен расстоянию от верхнего отклоне­ния отверстия до нижнего отклонения вала), наименьший зазор Smin (расстояние от нижнего отклонения отверстия до верхнего отклонения вала) и обозначаем допуск вала — Тd. Из схемы видно, что Smax = 90 мкм, Smin = 30 мкм. Таким образом, допуск зазора Т = Smax— Smin = 90 — 60 мкм.