Home Машиностроение Материалы Неметаллические материалы

Неметаллические материалы

В современном машиностроении широко применяют неметаллические конструкционные материалы: Все они имеют некристаллическую структу­ру, довольно прочны, плохо передают тепло, относительно легки по весу, хорошо обрабатываются и дешевле металлов и сплавов. Кратко рассмотрим некоторые из них.

Пресс-материал АГ-4 применяют для изготовления прессовани­ем различных деталей и электроизоляции. Материал выпускают по ГОСТ 20437-89Е марок В, BIO, С (стеклолента) и НС. При необходимости указы­вают цвет.

Пример. Обозначение АГ-4В ГОСТ 20437-89Е.

Стекло органическое конструкционное выпускают по ГОСТ 15809-70Е с толщиной от 0,8 до 24 мм.

Пример. Обозначение COЛ 3x400x500 ГОСТ 15809-70, где: COЛ — стекло органическое листовое, толщиной — 3, шириной — 400 и длиной — 500 мм.

Текстолит конструкционный выпускают по ГОСТ 5-78Е, электротехнический — по ГОСТ 2910-74Е.

Пример. Обозначение ПТК-20 сорт 1 ГОСТ 5-78Е, где: ПТК — марка (используемая, в частности, для изготовления бес­шумных шестерен), 20 — диаметр стержня.

Текстолит А-10,0 ГОСТ 2910-74Е, где: А — марка, 10,0 — толщина листа, мм.

Гетинакс применяют для изготовления втулок подшипников, махо­вичков, трубок и т. д. По ГОСТ 2718-74Е выпускает семь марок, используе­мых в зависимости от влажности, температуры и других условий среды.

Пример. Обозначение Г12,0 ГОСТ 2718-74, где: 12,0 — толщина листа, мм.

Паронит — прокладки из него выпускают по ГОСТ 481-80 семи ма­рок: ПОН (общего назначения, для прокладок между неподвижными ме­таллическими деталями); ПМБ (маслобензостойкий) и др. Пример. Обозначение ПОНО,8x300x400 ГОСТ 481-80, где: 0,8 — толщина, 300 — ширина и 400 — длина листа, мм. Фторопласт (лучший диэлектрик из всех известных природных или синтетических веществ) используют для изготовления прокладок, шлангов, манжет, вкладышей подшипников и других изделий.

Выпускают по ГОСТ 10007-80Е марок: С — для специзделий, П — для электроизоля­ции, О — общего назначения, Т — для толстостенных изделий и трубопро­водов. Цифра, стоящая перед обозначением марки, указывает модифика­цию фторопласта.

Пример. Обозначение 4П ГОСТ 10007-80Е.

Пластины резиновые(I) и резинотканевые(II) выпу­скают по ГОСТ 7338-77 для вырезки из них прокладок для уплотнения не­подвижных соединений марок МС (маслостойкая), МБС (масло- и бензо- стойкая) и др.

Пример. Обозначение I лист МС-МЗх200х250 ГОСТ 7338-77, где: М — мягкая, 3x200x250 — размеры, мм.

Войлок технический — детали из него для машиностроения выпускают по ГОСТ 288-72. Марки Т — тонкошерстный; по ГОСТ 6418-81 и по ГОСТ 6308-71 выпускают марок А и Б — грубошерстной и полугрубо­шерстный, различимые по степени уплотнения. Пример. Обозначение ТС7 ГОСТ 288-72, где: С — сальниковый, 7 — толщина, мм. Обозначение — кольцо СТ75-50-7 ГОСТ 288-72, где: номер стандарта указывает, что кольцо войлочное, буквы СТ — соот­ветственно его характеристику, числа означают размеры кольца, мм. Картон прокладочный выпускают, по ГОСТ 9347-74 двух ма­рок в листах и рулонах толщиной от 0,8 мм и выше: А — пропитанный, Б — непропитанный.

Картон обивочный водостойкий выпускают по ГОСТ 6659-83 двух марок: А и Б, отличающиеся между собой величиной предела прочности при растяжении, водопоглощаемостью и линейной деформацией после выдержки в воде.

Картон гофрированный выпускают по ГОСТ 7376-89 двух ма­рок: А и Б с разницей между ними в величине гофра.

В обозначении картона указывают его полное наименование, марку и размеры, затем номер стандарта.

Ткань асбестовая изготавливается по ГОСТ 6102-78Е четырех марок: АТ-4, АТ-7 и АТ-11 применяют в качестве теплоизоляционного и прокладочного материала, а марки АТ-9 — только в качестве теплоизоля­ционного материала.

Пример. Обозначение АТ-4 ГОСТ 6102-78Е.

Современная наука имеет возможность создавать материалы с заданны­ми свойствами. Если в 1900 г. в распоряжении конструкторов паровоза имелось всего 10 марок стали и цветных металлов, то для постройки совре­менного автомобиля используется около 100, а для создания самолета — до 300 различных марок стали и сплавов. На рис. 11 изображен современный тракторный двигатель, где цифрами обозначены: 1 — блок-картер (серый чугун); 2 — пружина клапана (пружинная сталь); 3 — всасывающий кла­пан (хромоникелиевая сталь); 4 — стержень клапана (жаропрочная сталь); 5 — поршневой палец (углеродистая сталь); 6 — гильза блока (легирован­ный чугун); 7 — поршневые кольца (аустенитный — износоустойчивый — серый чугун); 8 — поршень (алюминиевый сплав); 9 — упорное кольцо (брон­за); 10 — коленчатый вал (углеродистая сталь с повышенным содержанием марганца); 11 — вкладыш (высокооловянный баббит); 12 — зубчатый венец маховика (углеродистая сталь с повышенным содержанием марганца); 13 — детали топливного насоса (серый чугун, сталь, бронза, алюминий). В скобках здесь указаны металлы, из которых изготовлены отдельные части двигателя трактора.

Рис. 11

Однако перечисленных металлов совершенно недостаточно, чтобы соста­вить общее представление о всех материалах, используемый при создании различных машин и аппаратов.

Безусловно, будущее принадлежит полимерам, которые уже теперь вы­тесняют в быту и технике другие природные материалы. По многим показа­телям синтетические материалы оказались серьезнейшими соперниками металлов, дерева, бетона и стекла.